Со дна морского. В бухте Нагаева поднимают затонувшие суда

С 2021 года на Колыме продолжают утилизировать суда, затонувшие в бухте Нагаева в Охотском море. Магаданская область стала пилотным регионом федерального проекта «Генеральная уборка» госпрограммы «Охрана окружающей среды». Как идут дела с очисткой водоема сейчас?

   
   

Ценности мало – вреда много

«В 2021 году из бухты Нагаева удалили и утилизировали 7 кораблей, – рассказывает руководитель департамента рыбного хозяйства Магаданской области Андрей Таболин. – Причём, четыре из них подняли по госконтракту и передали в собственность региона, два удалили собственники и один вытащили сотрудники муниципального предприятия».

Никакой археологической ценности затонувшие корабли не представляют, да и любителей экстремального туризма вряд ли привлекут. А вот проблемы они создают. Например, могут представлять опасность для навигации. Но в первую очередь погибшие суда – это экологическая бомба замедленного действия. На борту большинства из них есть нефтепродукты, которые могут в любой момент разлиться и нанести ущерб природе.

Такое, к слову, на Колыме уже бывало. Например, в 2018 году в бухте Нагаева произошёл разлив нефтепродуктов предположительно с траулера «Профессор Моисеев». Его арестовали 16 лет назад, и он стоял на приколе. Позже судно накренилось и затонуло. На его борту было 50 тонн мазута.

Для возмещения расходов по удалению судов в бухте по распоряжению Правительства РФ Магаданской области выделили бюджетные ассигнования в размере более 26 млн рублей. Такое решение приняли после изучения результатов работы по подъёму затонувших кораблей в 2021 году.

«Генеральная уборка» в бухте Нагаева – это не только экология, – рассказали в прессслужбе правительства Магаданской области. – Главная задача сейчас – обеспечить фронт работ для возведения двух важнейших объектов: Рыбного порта и Морского туристического центра для обслуживания маломерных судов».

Также на берегу бухты Нагаева обустраивают парк «Маяк», который должен стать точкой притяжения для магаданцев и гостей города. Однако вряд ли им понравится смотреть на открывающийся пейзаж с проржавевшими остовами старых судов.

Неожиданные находки

Благодаря изменениям, которые ранее внесли в Кодекс торгового мореплавания, процесс разработки и согласования документов для подъёма кораблей, а также определения исполнителя заметно упростился. В случае, если собственник судна не исполняет в установленные сроки требование по удалению, он лишается права собственности, и тогда обязанность по удалению объекта из водоема ложится уже на власти региона.

   
   

Уже сейчас есть риск неисполнения собственниками обязательств по удалению двух судов. Регион готов поднять эти корабли самостоятельно при переходе прав в 2023 году.

В середине ноября из бухты Нагаева начали поднимать корабль, вес которого с учётом скопившихся внутри ила и отложений составляет свыше 800 тонн. При его подъёме выяснилось, что рядом с ним находится еще и затонувший плавпирс. На дне лежат две части длиной более 20 метров. Они находились там более 30 лет. Их тоже предстоит вытащить на берег.

Если в 2023 году из бухты достанут 9 затонувших кораблей, то в 2024 году планируют вытянуть четыре. Власти Колымы уже готовы расширить географию работ по очистке прибрежной полосы Охотского моря. В частности, хотят заняться свалками металлолома. Также они изучают возможность реализации проекта «Генеральная уборка» в наиболее удалённом и труднодоступном районе региона – Северо-Эвенском городском округе.