Не сорвутся ли в этом году дорожно-строительные планы из-за новых экономических условий в стране и регионе? Не будет ли удорожание уже заключенных контрактов, узнавал корреспондент «АиФ-Иркутск».
Как заверяет руководитель Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области Юлия Гордина, рисков, что какие-то объекты встанут, пока нет. Санкции особо не ударили по дорожной отрасли, потому что здесь 80% материалов - местные: камень из наших карьеров, свой цемент, битум.
Удорожание контрактов возможно, но подрядчики получат дополнительные средства только в том случае, если смогут обосновать выросшие расходы.
«Мы предполагали, что на объекты капремонта будет удорожание - на этот случай заложили дополнительное финансирование, - пояснила Юлия Гордина. - Пока ни одна из компаний обоснования не представила. Стоимость строительных материалов осталась прежней, на топливо и металл цены и вовсе снизились. Единственная потенциальная проблема - возможное отсутствие запчастей для импортной техники. Но этого ещё не произошло. Запасы на складах есть. Дорожники лишь предполагают, что в будущем не будет аналогов запасных частей. Пока подрядчики на это не жалуются. Они в обычном режиме готовятся к началу сезона, в регионе вот-вот запустят асфальтобетонные заводы и дробилки».
Когда ждать асфальт на Ольхоне?
В частности, один завод будет работать на острове Ольхон. Там продолжится капремонт участка на подъезде к Хужиру (5,6 км). Работы стартуют 13 мая, к концу месяца там планируют уже начать класть асфальт. Стройматериалы все заготовлены, техника на месте, дробилка уже установлена.
Далее предстоит закатать в асфальт дорогу в самом Хужире. Проект капремонта готов, в ближайшее время контракт разместят на аукцион.
На трассе «Иркутск - Листвянка» отремонтируют 10 км (с 42 по 52), в том числе четыре моста.
Ещё один важный объект на Байкале - дорога в посёлок Большое Голоустное.
«Участок с 85 по 98 км заканчиваем, далее приступаем к следующему - со 108 по 114 км, его асфальтирование предусмотрено в 2023 году, - рассказала Юлия Гордина. - Подрядчик идёт с опережением графика, но мы не хотим торопиться, чтобы дорожная одежда сформировалась качественно. Ведь если в один год насыпать полотно и тут же асфальтировать, то могут появиться трещины. Дорога должна устояться».
В самом посёлке построят тротуары и освещение вдоль проезжей части.
Сколько у нас нормальных дорог?
К 2024 году 85% трасс опорной сети Приангарья (это основные крупные магистрали регионального значения протяжённостью 2,2 тыс. км) должны быть приведены в нормативное состояние. По остальным дорогам показатель допускается чуть ниже - 50%. Сейчас средняя цифра - 32%. В области лишь одна дорога относится к 1 категории, а точнее - к 1В. Это трасса «Иркутск - Листвянка». Остальные - 2-5 категорий, но в большей степени - четвёртой, с гравийным покрытием. Чтобы перевести в асфальт все 12,5 тыс. километров гравийных дорог, нужно ежегодно по 41 млрд рублей. Естественно, таких денег в бюджете нет. Как тогда выполнить норматив?
«У нас вариантов нет, будем стараться, - говорит Юлия Гордина. - Все понимают, что финансирования недостаточно. В течение 5-7 лет в регионе было тотальное недофинансирование дорожной отрасли из федерального бюджета. Сейчас деньги выделяются, и мы стараемся сформировать резерв проектной документации на случай получения дополнительных средств».
В настоящий момент, например, Москва добавила 2,1 млрд рублей. На эти деньги в план ремонтов внесли ещё 21 км дорог - всего получилось 303 км. За лето в порядок приведут 48 участков, 8 из которых перешли с прошлого года, 40 - новых. Это только региональные дороги. Плюс муниципалитеты заключили контракты ещё на 42 участка в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском, Братске, Черемхово и Усть-Куте.
Как обойти переезд?
На федеральных трассах тоже предстоят масштабные работы - там построят 25 км новых дорог, 70 км отремонтируют, протянут 25 км освещения и обустроят 25 остановок для межмуниципального общественного транспорта.
Настоящим подарком для автомобилистов, несомненно, станет строительство обхода населённых пунктов Тулюшка и Трактовая в Тулунском районе. Кто хоть раз ездил по трассе «Сибирь» в сторону Красноярска, знает, что самое главное по пути проскочить два железнодорожных переезда - в районе деревни Тулюшка и около села Шерагул, на которых можно застрять на час-два. Так вот, с вводом новой дороги один переезд удастся обогнуть. Второй же ликвидируют через два года. Как рассказал начальник отдела эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Виктор Цишковский, строительство обхода села Шерагул стоит в плане на 2024 год.