Примерное время чтения: 12 минут
622

Общественный транспорт: рванет или пронесет? Почему горят автобусы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ в Восточной Сибири 19/01/2022
Инна Сергеева / АиФ

С начала года в Иркутской области уже четыре раза горели автобусы во время движения по маршруту - два случая были в Иркутске, один в Саянске и один на федеральной трассе в районе Заларинского района (междугородний автобус следовал в Усть-Илимск). 

Для сравнения, в прошлом году за все 12 месяцев зарегистрировали всего пять подобных происшествий, причём на разных видах общественного транспорта - автобусах, трамваях, троллейбусах. Что не так с техникой, разбираемся вместе с экспертами. 

По всем свежим ЧП прокуратура проводит проверки, также правительство региона поручило пройтись с рейдами по предприятиям, которые занимаются пассажирскими перевозками. 

- Специально созданная рабочая группа из профильных специалистов уже начала проверки, - сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов. - В первую очередь они обращают внимание на характеристики автотранспортного средства, на то, каким образом проводится предрейсовый техосмотр. На мой взгляд, сами собственники транспортных средств должны быть заинтересованы в том, чтобы разобраться в причинах происшествий, чтобы не допустить их впредь и предусмотреть предупреждающие меры. Ведь случаи возгорания имеют серьёзные экономические последствия для компании-перевозчика. Автобусы выгорают полностью, их уже не восстановить. 

По мнению министра, четыре пожара на общественном транспорте за две недели января - это исключительные случаи, а не системные. 

- Здесь много факторов, которые могли сыграть свою роль, - подчёркивает Максим Лобанов. - Например, дорожные и климатические условия. Техника может выходить из строя не потому, что она старая или за ней плохо смотрели, а потому что случился форс-мажор. 

С первого раза не прошли техосмотр 

Если проанализировать статистику ДТП, видно, что аварий с участием автобусов происходит не так много - 95 из общего количества в 2,5 тыс. Однако в большинстве случаев виноваты водители общественного транспорта. Как уточнил заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Сергей Глызин, таких ДТП в 2021 году зарегистрировали 51, в них пострадали 72 человека, погибших, к счастью, не было. В основном это столкновения и наезд на пешеходов. 

Последнее серьёзное ДТП произошло 11 января - на трассе между Усть-Илимском и Братском рейсовый автобус столкнулся с двумя грузовиками. Из 40 пассажиров 6 пострадали. Следственный комитет возбудил уголовное дело. 

- Если говорить о техническом состоянии автобусов, с 1 марта 2021 года ГИБДД участвует в проведении техосмотра общественного транспорта. Всего в прошлом году инспекторы осмотрели около 9 тысяч автобусов, из них более 1,5 тысяч (это примерно 25%) с первого раза не прошли проверку. Основные причины - машина переоборудована (например, установлены дополнительные средства освещения спереди и сзади, не предусмотренные конструкцией), не укомплектована аптечка, нет огнетушителей, - рассказывает Сергей Глызин. 

На дорогах Приангарья сегодня работают 7 тысяч единиц автобусов, маршруток, трамваев и троллейбусов. Большинство из них - «старички». 

- 35% техники эксплуатируется более 10 лет, ещё 35% - от 5 до 10 лет, 15% - от 3 до 5 лет и 5% - менее 3 лет, - приводит нерадостные цифры главный государственный инспектор Территориального отдела по Иркутской области Сибирского межрегионального управления госавтонадзора Василий Смирнов. 

Обновлять подвижной состав перевозчиков стимулирует 220 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров», согласно которому компания не может участвовать в торгах и заключать госконтракты, если у неё старый автопарк. 

- С принятием этого закона в Приангарье появилось очень много дорогостоящих автобусов, - отмечает один из перевозчиков Виктор Лебедев, который работает на междугородних маршрутах. - Также обязательное требование - спутниковая система навигации ГЛОНАСС, позволяющая отслеживать положение транспортного средства. 

Мешает разносортица 

Справедливости ради надо сказать, что уже на протяжении двух лет в регионе не было ни одного ДТП из-за неисправности автобуса или другого вида общественного транспорта. А пожары зачастую происходят вообще на новых машинах. Так, например, загоревшийся 11 января в Иркутске муниципальный автобус № 13 был 2017 года выпуска. Как утверждает руководитель МУП «Иркутскавтотранс» Алексей Колмаков, при выпуске на маршрут автобус был исправен, прошёл плановый и предрейсовый технический осмотры. 

- Предварительные причины возгорания мне понятны, но, думаю, мы закажем независимую официальную экспертизу, которая подтвердит эту версию. Пока я её озвучить не могу, - прокомментировал Алексей Колмаков. - К слову, была похожая история с автобусом этой же модели в 2016 году. На тот момент машина была в эксплуатации менее полугода, и завод поменял автобус взамен сгоревшего. Сейчас мы проводим комплексную проверку всех автобусов этой марки на предмет утечек топлива. 

Всего в автопарке предприятия - 17 моделей автобусов. С такой разносортицей очень сложно организовать грамотное техническое обслуживание, замену запчастей и агрегатов. А ремонтировать автобусы приходится часто. Износ подвижного состава на предприятии - 86%. 

Трамваи-старички

С трамваями и троллейбусами, которые находятся в ведении МУП «Иркутскгортранс», ситуация не легче. Трамваи в областном центре в среднем эксплуатируются 14 лет, троллейбусы - 10. 
Парк понемногу обновляется, но не теми темпами, какими хотелось бы: очень уж дорогая техника. К примеру, один трамвай стоит от 32 до 40 млн рублей. На выручку приходят и москвичи - из столицы в Иркутск отправили уже 10 трамваев, которые отслужили там свой срок и теперь могут ещё поработать в регионах. Правда, почти все подаренные вагоны приходится ремонтировать, прежде чем пустить на линию. 

- Сейчас пять трамваев в работе, пять на модернизации - требуется замена электронных блоков управления, - рассказал директор МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок. - На трёх трамваях лопнули оси, выяснилось, что ранее они не менялись по регламенту. Поэтому мы закупаем новые оси и восстанавливаем транспортные средства. 

Сегодня ежедневно в Иркутске на линию выходят 44 трамвая и 58 троллейбусов. 

По словам депутата думы Ангарского городского округа Сергея Шаркова, в городе нефтехимиков схожие проблемы. На маршрутах работают старые трамваи, у которых вышел срок возможной эксплуатации, но они почему-то допускаются на линию.

Ещё одной причиной аварийности Сергей Валерьевич называет текучку кадров среди водителей. 
- Найти и удержать у себя профессионала сейчас очень трудно, так как перевозчики не могут предложить хорошую зарплату. С одной стороны, руководителю нужно выполнить госконтракт, с другой - мотивировать сотрудников. Это можно сделать только рублём. Водитель - тяжелейшая профессия, особенно на междугородних маршрутах. Там должны работать суперспециалисты с зарплатой, как у пилотов авиакомпаний, - убеждён Сергей Шарков.

По тарифу выживаемости

Фото: Фото из архива Ангарского городского союза автотранспортников

Январские пожары в пассажирских автобусах - совпадение или недобрая закономерность? Эту тему обсудили 17 января на круглом столе руководители крупных транспортных предприятий, контролирующих органов и министр транспорта иркутской области Максим Лобанов. 

Всего в Иркутской области свыше семи тысяч единиц общественного транспорта. Трети из них - больше десяти лет. Сказывается ли возраст автобусов на безопасности пассажиров? Это открытый вопрос. Во время проверок за последние два года ни разу не выявлены неисправности, которые могли бы привести к ДТП. Но это вовсе не основание для благодушия, считает депутат думы Ангарского городского округа, генеральный директор ангарской «Автоколонны 1948» Сергей Шарков. 
Работают на износ 

- Правильнее оценивать техническое состояние автобуса не по году выпуска, а по километражу пробега - именно этот показатель влияет на состояние транспортного средства, - заметил руководитель пассажирского автопредприятия. 

На одном маршруте пробег может составлять 30 км в день, а на другом - 500 км. Если предельный срок эксплуатации измерять по километражу, то выяснится, что отдельные автобусы, работающие всего несколько лет, на самом деле уже находятся в плачевном состоянии. Сегодня до предела изношенный транспорт продолжает выходить на маршруты - депутат отметил, что у ангарских трамваев износ достигает ста процентов: 

- Разрешённый срок эксплуатации вагонов закончился, но они продолжают перевозить людей. Уже были случаи возгорания трамвайных вагонов, к счастью - без тяжёлых последствий. 

Десяток лет назад муниципальный ангарский автопарк был практически разорён. Его смогли полностью восстановить исключительно за счёт частных средств, ни одного рубля из бюджета на эти цели не потрачено. Но не за горами время, когда и эти автобусы потребуется заменять. 

- Жителей Ангарска обслуживает не менее 300 автобусов, в недалёкой перспективе потребуется замена этого транспорта, - сказал Сергей Шарков. - Сегодня один автобус стоит не менее 9 миллионов рублей. В настоящее время взять эти средства неоткуда - тарифы не дают возможности закладывать средства на обновление автопарка. 

В транспортной отрасли Ангарска работают несколько компаний, которые внедрили новые методы и подходы к работе, этот положительный опыт перенимают другие регионы страны. Сегодня перевозчики делают всё возможное для сохранения доступного тарифа и пассажирской отрасли в целом. Однако нынешняя экономическая ситуация трудна для всех. Сфера общественного транспорта - не исключение.  

Есть такое мнение 

Сергей Шарков обратился к участникам круглого стола: 

- Прошу присутствующих принять к сведению - общественный транспорт во всём мире и в нашей стране не создан как инструмент извлечения прибыли, он изначально убыточен. Вот, например, освещение улиц - прибыли не приносит, но оно необходимо. Так же необходим людям и общественный транспорт. Общественный транспорт отличает от коммерческого именно его доступность для широкого круга пассажиров. 

Депутат пояснил: в этой сфере есть два тарифа. Один - отраслевой, он необходим для надёжной работы отрасли. Другой - тариф для пассажира. Разницу определяет заказчик и компенсирует её, сохраняя доступный для пассажира тариф. Сегодня пассажирские транспортные компании работают по тарифу выживаемости. 

- Без поэтапного обновления парка общественного транспорта мы, наверное, обречены собираться по такой тематике ежегодно. Сегодня обновление транспорта возможно только при участии заказчиков пассажирских перевозок, - считает ангарский депутат. - К сожалению, сегодня в Ангарске заказчик пассажирских перевозок оставил транспортные предприятия и пассажиров один на один с тяжёлой экономической ситуацией. Руководители органов местного самоуправления, которые отказываются субсидировать тариф в интересах пассажиров, должны признать - общественного транспорта на их территории нет, есть только коммерческий, - подчеркнул Сергей Шарков.

Без обновления автопарка нет речи о развитии

В этом году отмечает 20-летие крупный региональный транспортный холдинг, объединяющий четыре компании: ИП Готаидзе, ООО «ТрансЭкспресс», ООО «БратскМанСервис» и ООО «Процессинговый центр+». 

Предприятия холдинга считаются одними из самых продвинутых в регионе в сфере организации междугородних пассажирских перевозок. Все, кто хоть раз пользовался услугами компании, отмечают европейский сервис. Автобусы холдинга ходят из Иркутска в Братск, Усть-Илимск, Тулун, Усть-Кут и Саянск. 

- Оказывать качественные услуги можно только при условии постоянного обновления автопарка и улучшения сервиса, - уверен владелец холдинга Нугзар Готаидзе. - Ежегодно мы реализуем старые автобусы и взамен закупаем новые. Только за последние два года приобрели шесть новых автобусов: четыре MAN, плюс по одному «китайцу» марки YUTONG и «немцу» Mercedes. Планы на этот год - пополнить парк ещё одним MANом. 

Всего в автопарке 32 автобуса, 22 из них - суперсовременные MANы, которые плавно и мягко едут по трассе, оснащены кондиционерами и удобными креслами, чтобы пассажиры могли откинуть спинку и подремать в пути. Обогрев в машинах работает в автоматическом режиме, что очень важно для суровых северных условий - даже в случае малейшей неисправности на трассе люди не замёрзнут. Автобусы оснащены всеми возможными «умными» сервисами: тахографы записывают скоростные режимы водителя, время движения и остановки, а GPS-навигаторы позволяют диспетчерам круглосуточно отслеживать перемещение и местонахождение транспорта. Хранятся автобусы строго на собственных базах под охраной. Такие есть в Саянске, Иркутске, Братске. 

Чтобы гарантированно обеспечить безопасность, на протяжённых маршрутах работают два водителя: пока один едет, второй отдыхает. На предприятии существует школа наставничества: при приёме на работу водитель сначала обучается у старшего коллеги, и когда руководство видит, что новичок приобрёл необходимые навыки, он самостоятельно садится за руль. 

Все автобусы обслуживают в собственном сертифицированном сервисном центре - запчасти для ремонта приходят напрямую от производителя из Германии. Это позволяет технике работать долгие годы без нареканий и неожиданных поломок. 

В компании заботятся о комфорте пассажиров не только в пути, но и в зданиях автовокзалов. 

- У нас работают собственные кассы в Иркутске, Ангарске, Тулуне, Саянске, Братске, Усть-Куте и Усть-Илимске, - рассказывает генеральный директор ООО «Процессинговый центр+» Илья Тейге. - В прошлом году мы выкупили здание автостанции в Ангарске и провели там полное благоустройство перронов. Кроме того, открыли после реконструкции автостанцию в Братске с комфортным залом ожидания, кассами, кафе, санкомнатой и детской игровой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах