Примерное время чтения: 7 минут
933

Тайны байкальских глубин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ в Восточной Сибири» 16/11/2011

В 2008-2010 годах в районе Кругобайкальской железной дороги глубоководные аппараты «Мир» на больших глубинах обнаружили фрагменты железнодорожных вагонов. И заинтриговали всех россиян заявлением, что в них может находиться золото Российской Империи, а дайверы могут продолжить его поиски на шельфе, доступном для погружений с аквалангами.

И хотя золотых слитков найти так никому и не удалось, этим летом иркутским дайверам улыбнулась удача - впервые под водой найден неповреждённым целый товарный вагон царского времени и другие интересные артефакты.

Следы крушений

В ходе традиционной ноябрьской экспедиции дайв-клуба «Свал» было тщательно исследовано дно в недавно обнаруженном и ранее неизвестном историкам месте ещё одного крушения железнодорожного состава на Кругобайкальской дороге. Кстати, подобных происшествий со сходом вагонов под воду только за период с 1930-1962 год здесь произошло пятнадцать. Более раннего свода всех крушений в царское время и за годы Гражданской войны в архивах не сохранилось.

Вагон был обнаружен в июне этого года при сканировании дна с помощью гидролокатора бокового обзора. Таких аппаратов на Байкале только два - в МЧС, и дайв-клубе «Три измерения», который и обнародовал координаты уникальной находки. Чувствительный гидролокатор впервые применялся на Байкале для поиска затонувших вагонов. Без его помощи обнаружить затопленный объект очень трудно - можно совершить наугад сотни погружений, но так и не найти никаких следов крушений поездов. За одно погружение - обычно это около 30 минут подводного плавания - дайвер способен внимательно осмотреть лишь 150-200 м подводного склона, в то время как длина всего железнодорожного участка Кругобайкалки составляет 98 км. 

Чаще всего ныряльщики находят на дне ржавые фрагменты металлических конструкций, затонувшие, обросшие губкой и покрытые сильной коррозией якоря, и 4-лепестковые кошки, старинные металлические костыли для крепления рельсов к шпалам, флаконы и стеклянные бутылки. К редким находкам относятся медные сибирские монеты, железные сосуды, боевые шашки, старинные ружья, пушки и ящики с патронами. Уже известные места крушений поездов неоднократно изучались подводниками, поэтому каждое новое местонахождение следов схода вагонов под воду становится сенсацией.

Кто «обчистил» вагон?

Старинный товарный вагон типа теплушки, с оторванными осями был обнаружен в 40 м от берега на глубине 22-36 м примерно в 2 км севернее станции Ангасолка. Недалеко от вагона на дне лежат беспорядочно разбросанные старинные рельсы и разорванная ось с одним железнодорожным колесом. В стороне - груда покорёженных металлических конструкций, заваленных каменной осыпью и целые оси с вагонными колёсами. Отдельно на склоне валяется оторванная дверь от товарного вагона. Судя по небольшим размерам: одна боковая дверь, два небольших прямоугольных окошка по бокам, - это двуосный вагон, эксплуатировавшийся в царское время и в годы Гражданской войны. Вагон пуст, и рядом с ним нет никаких предметов и ящиков. Возможно, что ещё сто лет назад водолазы смогли через специально проломленный для этого пол поднять весь груз на поверхность. Однако, если обратить внимание на заклинившую дверь (под водой её так никому открыть и не удалось) и целый потолок, через который было бы удобнее подымать грузы, вагон вполне мог быть изначально пустым. Пол вагона заилен чёрным осадком, при попытке его трогать поднимается густая муть, затрудняющая осмотр. Рядом с ним был найден заиленный снаряд, который было решено не трогать. Возможно, если будет обнаружена маркировка на капсульном торце снаряда или удастся найти и прочитать надписи на вагоне, можно будет определить приблизительный год произошедшей здесь железнодорожной катастрофы. В архивах есть упоминание: «26 июня 1905 г. после обильных дождей на 117 версте между ст. Маритуй и Шарыжалгай с 70-метровой высоты упал камень весом около 33 т на вагон проходившего военного поезда. Вагон от удара сошёл с рельсов, были пострадавшие, четыре вагона были разбиты и упали с насыпи в воду. Но совпадает ли с этим описанием место, где обнаружена подводная находка - ещё предстоит разобраться.

Кроме этого вагона, на гидролокаторе в нескольких километрах севернее отчётливо отразились контуры затонувшей лодки и две баржи на глубинах до 70 м, которые также ещё предстоит исследовать.

Стекло и патроны

Деревянную лодку по известным координатам дайверам удалось найти с первой попытки. Она была обнаружена в 2008 году на 144-м км Кругобайкальской железной дороги в 40 м от берега. Предположительно, это парусный бот конца XIX в., собранный без применения гвоздей на деревянных замках. Длина судна - 16 метров, ширина - 5 метров, высота борта - 4 метра. Правый борт судна имеет пробоину и разрушен, левый - в хорошей сохранности, и можно рассмотреть деревянные замки и шпонки крепления досок корпуса к шпангоутам, которые вырублены топором.

Верхняя точка затонувшего бота находится на глубине 16 м, нижняя - 26 м. Это единственное затонувшее старинное деревянное судно, найденное в хорошем состоянии на дне Байкала. Кроме него известен ещё затонувший в середине XX в. рыбацкий баркас значительно меньшего размера. Его остов сейчас виден под водой на мелководье с мыса Шибетский (остров Ольхон).

Рядом на дне нашли старинный флакон из-под первого произведённого в России знаменитого одеколона «Цветочный». Его автором являлся первый парфюмер и крупнейший фабрикант в России, французский подданный Генрих Брокар, который имел право проставлять на своей продукции княжеский герб императрицы Марии Александровны. Такие флаконы, украшенные рельефным гербом двуглавого орла с короной и надписью:

«Товарищество Брокарь и Кº въ Москве» выпускались в 1861-1917 годах. Ранее дайверы клуба «Три измерения» нашли в заиленном трюме этого бота трёхгранную бутылку c рельефной надписью Л.Я. Столкиндъ. Такие бутылки содержали мятную эссенцию и выпускались на Клинских стекольных заводах с 1885 до 1914 года. Исходя из датировок найденных под водой флаконов можно предположить, что бот разбился о скалы в период строительства Кругобайкальской дороги в 1902-1904 гг., когда на этом побережье, где не было гужевого пути, появилось большое количество строителей и возникла необходимость в регулярных перевозках людей и грузов вдоль всего берега.

Ещё одной неожиданной находкой стали коробки с патронами уже времён Великой Отечественной войны. По маркировке « 540 45» можно определить, что изготовлены они в 1945 г. на патронном заводе в Иркутске. В 1941 все заводы, кроме Ульяновского, были частично или полностью эвакуированы, причём их старые номера сохранили на новом месте. Код 540 принадлежал Витебскому патронному заводу, а с 1942 года по 30 мая 1945 года - патронному заводу в Иркутске, который размещался в центре города, на ул. Ленина, в помещениях современного здания авиационного техникума. Найденные дайверами боеприпасы за пятьдесят лет нахождения в байкальской воде совершенно не изменились и выглядят как новые.

Скрытое толщей воды, дно Байкала во многом остаётся белым пятном для человека, и подводный мир озера может преподнести ещё много сюрпризов. Аквалангисты способны погружаться на разре шённую глубину до 42 м (рекреационный дайвинг), подготовленные профессионалы-дайверы на спецоборудовании - до 100-150 м, но эти глубины исследованы избирательно в самых привлекательных местах.

Однако обширная акватория озера оставляет место для новых интересных подводных открытий.

Кстати:

В 2004–2007 годах спасатели МЧС совместно с сотрудниками Лимнологического института СО РАН с помощью автономного подводного аппарата «Гном» провели мониторинг дна Малого моря. Только в районе пролива Ольхонские Ворота было обнаружено 55 затонувших в разное время машин и катеров. Большинство из них силами МЧС были подняты на поверхность, и дно пролива Ольхонские Ворота теперь стало чистым. По данным Московского института океанологии в 2006 г. определены координаты 472 опасных объектов на дне Байкала, ждущих своей очереди для подъёма на берег. Среди них катера, баржи, понтоны, железнодорожные вагоны, автомашины. Затонувшие объекты в основном находятся на глубинах до 100 метров. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах