В Иркутск приезжал известный актёр кино и сериалов Андрей Чернышов. Он провёл творческую встречу со зрителями и рассказал о своём пути в театре, поделился тем, как подходит к выбору ролей, вспомнил о своих любимых киноработах и раскрыл секрет того, как перестать бояться публичных выступлений и выхода на сцену. Подробности в материале irk.aif.ru.
В театральное поступил не сразу
«Я вырос в Забайкалье, в маленьком поселке Сюльбан, посреди тайги, - вспоминает актёр. - В школе у нас учились человек 60, а в моём классе было четыре ученика. Прогуливать не получалось, приходилось хорошо учиться – особенно с учётом того, что папа в школе директор, а мама- классный руководитель. Главным увлечением был школьный театр. Где-то в четвёртом классе я очень захотел стать артистом, но стеснялся этого желания. На вопрос, кем я хочу стать, когда вырасту, отвечал: океанологом, водителем. И только в десятом классе, перед выпускными экзаменами, рассказал родителям о желании быть артистом».
После окончания школы Андрей поехал в Москву, пробовал поступить в Щукинское и Щепкинское училища. Как оказалось, это не так-то просто.
«Тогда я ещё не знал, что июнь – это слишком поздно, и в это время подавать документы практически бесполезно, - вспоминает он. - Прослушивания начинаются ещё в марте, и за это время преподаватели уже успевают присмотреть для себя команду с прицелом на будущие выпускные спектакли. Но я всё равно попробовал. Наивно полагал, что мне все будут рады и примут с распростёртыми объятиями. В Щукинском я дошёл до второго тура. С удивлением узнал, что, помимо басни и стихотворения нужно было готовить ещё и прозу. В Щепкинском чудом дошёл до третьего тура. Требовалось показать животное. Подумал, что это такое? Я приехал играть в спектаклях по Шекспиру и Чехову, а меня просят какую-то чушь. Ну что-то изобразил – цаплю. Мне говорят: петух? А я и согласился. Но всё равно не поступил. Решил потратить год на усердную подготовку и всё же поступил в Щепкинское училище».
12 лет в Ленкоме
После окончания Щепкинского училища Андрей Чернышов поступил на службу в легендарный театр Ленком. Тогда, в начале 90-х, он был на пике популярности. Там играли великие артисты во главе с Марком Захаровым: Николай Караченцов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Инна Чурикова и другие.
«Помню, еще на первом курсе я впервые увидел «Юнону и Авось» в первом составе – и для меня это был шок, я никогда не видел ничего подобного. В общей сложности я бегал его смотреть 16 раз, - говорит Андрей Чернышов. - Проникали правдами и неправдами- даже через крышу и через служебный вход».
В Ленкоме актёр служил 12 лет, и в основном играл в массовке. В «Юноне и Авось» тоже был задействован – и получил бесценный опыт.
«Когда спектакль репетировался, я видел, как работают великие артисты, - говорит он. - Именно это сформировало мое представление о том, что хорошо, а что плохо в искусстве. Я никогда не буду доволен своей работой, потому что знаю, где эта планка, знаю, как должно быть. Марк Захаров держал в театре железную дисциплину – и это правильно, поскольку иначе такую мощную машину не удержишь. Но такой метод управления сочетался с легкостью и юмором. Да, артисты были великими, но одновременно и простыми. Как-то я на репетиции выходил исполнить один из танцев, и уже после, на вахте, меня встретили Николай Караченцов и его жена Людмила Поргина, они подарили мне букет цветов. Это было необычно и очень важно для меня тогда».
В кинематограф Андрей Чернышов попал ещё во время учёбы. Он отличался неплохой физической формой, и на втором курсе его пригласили в команду каскадёров.
«Какое-то время я был исполнителем трюков. И во время работы над одним из фильмов мне предложили поучаствовать в съёмке крупного плана, - вспоминает актёр. - Нужно было сыграть бандита: разбить о стол бутылку и изобразить злобную гримасу. «Камера! Мотор!» И тишина. Я переволновался, ударил бутылкой об стол - она не разбивается. Получилось только со второго раза. Отыгрывая охранников, водителей и других эпизодических персонажей, я привык: ты вроде и в кадре, но никто ничего особого не ждёт. Это помогло раскрепоститься, и постепенно пришла свобода».
Со свободой начали появляться и большие роли. Первым стал сериал «Свободная женщина». Там Андрей Чернышов играл вместе с французской актрисой Ани Жирардо.
«Признак большого артиста – это простота, ему не нужно заботиться об амбициях и статусе – об этом говорит в первую очередь его талант, и такой предстала Ани Жирардо, - говорит актёр. - Она мне очень помогала на площадке. Помню, мы записывали какой-то эмоциональный диалог. Сначала показывают крупный план меня – потом её. Пока ты не в кадре, можно расслабиться. А она мне, молодому артисту, на всю катушку подыгрывала, я видел, как она выкладывается, как у неё текут слёзы. Это было поразительно и надолго мне запомнилось».
Маяковский и тигры
Сейчас у Андрея Чернышова более сотни ролей в кино. Среди наиболее любимых он выделил роль Владимира Маяковского в фильме «Маяковский. Два дня».
«Пришлось изучить очень много материала, чтобы сыграть такую личность, как Владимир Владимирович, - говорит он.- Выяснил, что этот человек мне очень симпатичен. Он вызывает сочувствие, поскольку отличался пронзительным восприятием мира, беззащитностью, открытостью и наивностью. Всё, что он делал, было абсолютно искренним, без всякой задней мысли. Непросто жить с такими душевными качествами! Конечно, Маяковский был странным: у него присутствовала педантичность в плане чистоты, он не мог взяться за дверную ручку без платка. Но то, как он формулировал свои чувства, воспринимал мир и перерабатывал эти чувства в слова, по-настоящему гениально».
Андрей Чернышов выделил и сериал «Маргарита Назарова». В нём он играл супруга известной дрессировщицы, её коллегу Константина Константиновского.
«Очень близкий мне персонаж: преданный своему делу и всегда гнул свою линию, - говорит Андрей Чернышов. - Меня очень обижало, когда многие говорили, что вместо тигров на съёмке была компьютерная графика. Ведь мы действительно работали с настоящими хищниками. Конечно, животные были под постоянным контролем дрессировщиков, и без их команды к животным нельзя было приближаться. Когда мы первый раз пришли в цирк и увидели на манеже 12 тигров, у меня в голове была одна мысль: главное, чтобы никто не заметил, как мне страшно».
Во время работы с дрессировщиками актёр узнал много о работе с тиграми. Оказывается, работникам цирка они отнюдь не друзья: дрессировщик для них вожак, и время от времени каждый хищник проверяет, а вожак ли он ещё. Нет-нет, да и попробуют цапнуть или «отхватить» что-нибудь.
«К контакту со зверями нас готовили постепенно, - вспоминает актёр. - Сначала дрессировщик ходил с тигром на поводке, а я должен был идти рядом и рассказывать хищнику о своей жизни – чтобы он ко мне привык. Я говорил, как мог проникновенно, и, видимо, вызвал у него какое-то сочувствие, потому что после этого он начал меня к себе подпускать. Потом на поводке я его водил. А уже ближе к финалу во время съёмок один из тигров встал в полный рост на сетку. Я спросил у дрессировщика: можно? Он кивнул. И я, повернувшись у нему лицом, скомандовал лечь. И тигр лёг – мне кажется, скорее от удивления подобной наглости».
Роль можно сделать интереснее
«Работ много, и, даже если материал кажется не очень хорошим, я всё равно на него соглашаюсь и воспринимаю такие роли как тренировку. Здесь я могу поупражняться – а если представится более интересная роль, я уже буду готов, - отмечает Андрей Чернышов. - Стараюсь каждый раз ставить перед собой новую актёрскую задачу и даже схожие ситуации отыгрывать по-разному. В плане отношения к персонажу я практически «всеяден»: всегда найду, как можно воплотить его интересно совместно с партнёрами и режиссёром. Процентов 30 моих ролей в кино и сериалах отрицательные, и это меня не останавливает. Главное показать отрицательного персонажа таким образом, чтобы зритель понял, что вот так бы он точно не сделал».
Для актёра самое главное – трудоспособность, уверен Андрей. Недаром говорят, что успех -это 10% таланта и 90% труда. Если человек не идёт по проторенной дорожке и умеет трудиться, он добьётся своего.
«Перед началом съёмок или репетиций ты долго готовишься внутренне, знаешь, о чём речь и знаешь сценарий, поэтому текст запоминается легче, это уже практически технический момент, - отмечает Андрей Чернышов. - Но среди моих коллег есть и те, кому нужно прямо зубрить текст. Так, например, поступают Андрей Леонов и Сергей Никоненко. Некоторые даже просят материал сильно заранее.
Актёр дал совет артистам, которые боятся выходить на сцену. Как оказалось, переживать по поводу этого страха не стоит.
«Я всегда испытываю страх перед выходом на сцену. И в этом нет ничего страшного, ведь это естественная реакция организма, - говорит он. – Это чувство не нужно подавлять, его необходимо воспринимать как дополнительную энергию».