Из зала в зал шныряют дети: у кого-то в руках глиняная свистулька, кто-то гордо несет деревянного вырезанного коня, хрупкая девочка внимательно перебирает натянутые ниточки на ткацком станке.
«Дом детского творчества», - думаю я, и понимаю, что ошиблась, только когда захожу в гончарную мастерскую. Там сидят зрелые женщины и самозабвенно лепят разных зверей под руководством Елены Владимировны Сотниковой. Причем по имени-отчеству называют только ее, посетительницы же мастерской друг с другом на ты и ограничиваются именами. Складывается ощущение, будто попала на посиделки давних приятельниц, где обсуждаются дети, внуки, любимые собаки. Даются советы, как вывести мух, поселившихся в цветочных горшках. Раскрываются секреты изготовления вкусных куличей и домашних пирогов. Разгораются споры о том, как лучше красить яйца к пасхе.
- Глину хорошо прокатай, промни. Как только негатив твой уйдет, и игрушка станет получаться. Материал нужно почувствовать, - мягко говорит наставница.
И взрослые мастерицы старательно выкатывают колбаски, закрепляют их на основе, и слой за слоем подрастает керамическая вазочка.
- У меня рыба какая-то желтая вышла, - с недоумением смотрит на собственное раскрашенное творение Марина. Как позже выяснится, по профессии электромонтёр тяговых подстанций, она уже не представляет своей жизни без керамики.
Глиняным шедевром - предметом ее переживаний является небольшой медведь с рыбкой. Автор критично изучает результат покраски, рыба и впрямь получилась цвета копченого омуля.
- А мы ее чуть-чуть подтемним, - Елена Владимировна парой легких движений кистью насыщает цвет окраски рыбы, и скульптурка оживает в руках мастерицы.
В комнату врывается бодрый мальчуган и с укором обращается к одной из женщин:
- Ты куда убрала мою доску дома?
- Да у тебя этих досок, - пытается оправдываться обвиняемая, и парень, вздохнув, удаляется. – Он с меня одну какую-то деревяшку требует, что брал сюда в прошлый раз, - с грустью объявляет Тамара Колесникова. Она, выйдя на пенсию, стала ходить на занятия по керамике, а внук заинтересовался здесь же в «Доме ремесел» резьбой по дереву.
- Значит, у него на этой доске идея была обозначена, - поясняет с неспешной мудростью Елена Владимировна, аккуратно расписывая маленькую свистульку-нерпочку. Вслед за игривой мордочкой вдруг на игрушке появляются цветочки-васильки.
Занятия лепкой из глины начинаются для всех одинаково. Новички изготавливают славянские обереги. Следующим этапом становится лепка зверей. А на продвинутых ступенях заготовлены уроки на гончарном круге.
От крупяничек до валенок
После мастерской по керамике, заполучив в качестве экскурсовода заведующую «Домом ремесел» Лидию Эверстову, заходим в «Белорусскую хатку» - комнатку с швейным оборудованием, большим столом и… обилием разного размера тряпичных кукол.
- Вы знаете, кукла – это своеобразный оберег. Она является символом продолжения рода, залогом семейного счастья, - Лидия Григорьевна берет одну из кукол в руки.
Народные куклы – вещь особенная. Они делались из тряпочек, ниточек, в основу закладывали солому, бересту или же зерна пшеницы. Важно, что эти куклы изготавливались без иголки, их просто сматывали из подручных материалов.
Кукла сопровождала ребенка с момента рождения. Интересно, что у разных народов было одно общее поверье – куклам не делали лица. Считалось, что с лицом – это уже не кукла, а некое одушевленное существо и не всегда доброе.
Лидия Григорьевна поясняет мне, что от цвета рубашки куклы и от наполнения зависит и ее функциональность. В красном облачении – пасхальная кукла, в зеленоватом – веснянка или вербница, а набитая пшеницей – крупяничка. Такую особенную куколку мастерили из последнего снопа и ставили на божничку за икону. Всю зиму эта кукла находилась в красном углу, а весной ее разматывали и бросали зерно в первую борозду во время посева.
Сейчас все желающие за символическую плату могут научиться делать таких кукол, а заодно вспомнить таинства приговоров на удачу, здоровье, семейное благополучие. И своими руками сделать свою жизнь уютнее, добрее и прекраснее.
А еще здесь можно научиться валять сумки, шляпки, валенки, бусики. Работой с шерстью ведает Екатерина Моргорова. Под ее чутки руководством ученицы разных возрастов бодро трут намыленную шерсть, ожидая разрешения убрать лишнее, перевернуть, намочить...
- Сейчас любой беретик стоит от полутора тысяч, а тут вы можете себе сделать авторскую вещь и уйдет на это не больше трехсот рублей(столько стоит шерсть для валяния), - вкрадчиво рассказывает Лидия Эверстова.
И далее мы шествуем в мастерскую резьбы по дереву. Здесь настоящее мужское царство, где безраздельно правит Евгений Мирский. Рубанки, стамески, молоточки хаотично перемещаются из рук в руки. Мальчишки младшего школьного возраста с упорством свойственным только детям мастерят кораблики, коников, ложки. Повсюду стружка и запах свежего дерева. Евгений Семенович, поясняя одному юному специалисту, как правильно держать рубанок, приглядывает и за остальными. Иначе нельзя, только ослабишь внимание, как кто-то неловко заедет по пальцу молотком или ткнет соседа деревянной заготовкой, а тогда и до ристалища недалеко.
В перерывах все желающие - творцы, столяры, мастерицы - могут забрести на кухоньку и выпить чаю с печеньем.
- Приходите к нам на праздники, - приглашает Лидия Эверстова, когда я уже в дверях укладываю в сумку накупленные по смешным ценам свистульки в виде петушков. – Мы там будем показывать творения наших мастеров. Будут народные игры, представление, ярмарка. А можете и в мастерские записаться, мы всегда рады новым ученикам.