Международный день анимации отмечается сегодня, 28 октября. International Animation Day был учрежден по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино (The International Animated Film Association, ASIFA) в 2002 году в честь 100-летия публичного представления первой анимационной технологии.
История мультипликации начинается 20 июля 1877 году во Франции, когда инженер-самоучка Эмиль Рейно создал и представил публике первый праксиноскоп. А 28 октября 1892 года в Париже художник и изобретатель созвал зрителей на новое, доселе никем не виданное зрелище — «оптический театр». Талантливый изобретатель впервые публично продемонстрировал свой аппарат праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки. Сейчас мы бы назвали это событие рождением прообраза современных мультфильмов, и именно эта дата теперь и считается началом эпохи анимационного кино.
Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью вплоть до пятнадцати минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением. Рейно создал также мультфильмы, в которых наряду с рисунками применялись фотографии. В дальнейшем вклад в развитие мультипликации вносили другие мультипликаторы, создавая картины в различных жанрах и техниках.
В отличие от «настоящего» кинематографа с живыми актёрами, в мультипликационном фильме возможности нарисованного персонажа ограничиваются только фантазией автора. Поэтому возникло специальное слово для обращения к мультипликационным персонажам — мультяшка — персонаж со стилизованной гротескной внешностью и специфическими особенностями, отличающими его от людей.
Наиболее ярко такое обособление рисованных персонажей выражено в фильмах «Параллельный мир» и «Кто подставил кролика Роджера», сюжет которого построен на одновременном присутствии на экране «мультяшек» и людей.
Во многих странах праздничные события начинаются за несколько дней до обозначенной даты. В преддверии Международного дня анимации профессионалы и любители анимационного кино со всего мира обмениваются программами своих фильмов и устраивают премьерные и просмотры бестселлеров для благодарной, целый год ждущей этого события публики. Сейчас подобные сеансы мультфильмов одновременно проходят уже в 104 странах мира!
Анимация происходит от французского «animation» — оживление, одушевление. Это западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология. Мультфильмы создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.
Берем, к примеру, пластилинового человечка, фотографируем его (напр. на цифровой фотоаппарат). Подымаем ему немного руку и снова фотографируем. И так проделываем ему движения и фотографируя его изменения в положении. Потом, взяв эти кадры с фотоаппарата и начать быстро просматривать их от первой к последней, то создастся впечатление как будто пластилиновый человечек сам подымает свою руку. Потом из этих кадров можно сделать видео, при желании добавить звуковую дорожку и получим мультипликационный фильм, он же мультфильм. Также рисуя на листах бумаги какую-то анимацию покадрово, это тоже мультипликация.
Сегодня технические возможности анимации поражают. Это двухмерная анимация (традиционная и цифровая), трехмерная анимация, анимация Flash, Stop Motion и VFX.
Советский Союз в свое время не отстал от мирового движения по созданию мультипликационных фильмов — в июне 1936 года в Москве была основана киностудия «Союзмультфильм».
Компьютерная анимация - это почти та же мультипликация, но дело в том, что человеку не нужно рисовать все кадры анимации, достаточно создать объект и совершать с ним определенные действия, а все промежуточные кадры за него прорисовывает компьютерная программа.
Иркутская анимационная студия «Форсайт» создает новый мультипликационный сериал для детей. На экранах зрители смогут увидеть приключения весёлых «Сяпиков» — ироничной Очимуси, шалопая Бумпасика и изобретателя Клюпасика.
Идея «Сяпиков» появилась в 1999 году, правда, изначально они были героями газетных комиксов. Так как понравились маленьким читателям, их решили «поселить» в волшебном анимационном мире. В 2007 году в студии закипела работа над проектом. Сейчас уже написаны сценарии нескольких первых серий. Например, первый выпуск «Сяпиков» будет называться «Комета на десерт». В этой серии панцирная сетка кровати становится трамплином в космос, крылобряк — лучшим средством передвижения, а комета — вкуснейшим лакомством.
Кстати, «Сяпики» не первый проект иркутских мультипликаторов. Зрители уже видели два сериала местных авторов — «Перед Новым годом» и «Клюёт», последний стал лауреатом анимационного фестиваля в Лос-Анджелесе. Правда, оба проекта были рассчитаны больше на взрослых.