Читатели «АиФ в ВС», которые с нами давно, наверняка помнят, как в начале 2000-х годов многие материалы в газете иллюстрировались хлёсткими, меткими карикатурами, которые, что называется, били не в бровь, а в глаз. Их автором был известный в Иркутской области художник-карикатурист Илья Клычев.
Каждый вторник, за несколько часов до сдачи номера, он приходил в редакцию, садился в кресло, читал текст, к которому предстояло нарисовать карикатуру, и творил. Пятнадцать минут - и иллюстрация готова. Если редактор, глядя на работу, смеётся, значит образ и сюжет удался.
Художник в газете теперь роскошь
Екатерина Лобан, «АиФ-Иркутск»: Удивительно, но перелистывая сейчас подшивку «АиФ в ВС», понимаешь, что карикатуры, опубликованные 15 лет назад, актуальны и сегодня. Злободневные темы всё те же: ЖКХ, низкие зарплаты, ЕГЭ, экология, защита Байкала. Это универсальные философские рисунки, которые пробуждают в читателе интерес к той или иной теме.
Илья Клычев: «Аргументы и факты» - одна из первых газет, с которой я начал сотрудничать, будучи молодым начинающим карикатуристом. Мне было интересно решать сюжеты, как задачки: есть определённый текст, из которого нужно вычленить главную мысль и найти для неё какое-то юмористическое художественное воплощение, которое заставит читателя задуматься, сделать вывод. Карикатура - это очень сильное оружие. Яркий, ёмкий образ, который читается сразу, в отличие от текста. Она работает моментально, поэтому особенно популярна в предвыборных агитациях.
- А вот из СМИ карикатура постепенно ушла. Почему так случилось?
-Во многих газетах просто наступили трудные финансовые времена. Держать в штате художника-карикатуриста стало роскошью, поэтому от его услуг отказались. К тому же появилась возможность иллюстрировать материалы снимками, коллажами, карикатурами из интернета. За эксклюзивом уже особо никто не гнался.
Но сейчас, на мой взгляд, жанр карикатуры переживает второе рождение. Чего только стоит скандал, который разгорелся вокруг французского издания Charlie. Там, конечно, художники балансируют на грани, но это их выбор. Я не осуждаю и не одобряю это.
««АиФ в ВС» - одна из первых газет, с которой я начал сотрудничать. Мне было интересно решать сюжеты, как задачки: есть определённый текст, из которого нужно вычленить главную мысль и найти для неё юмористическое художественное воплощение».
- А у вас есть внутренняя цензура? На какие темы вы бы никогда не стали рисовать карикатуры?
- Главное правило для меня: работа не должна вызывать всплеск негативных эмоций, в этом случае моё творчество будет во вред, уйдёт в минус. Я, например, люблю политические карикатуры и с удовольствием работаю на выборах. С учётом внутренней цензуры, конечно. Воспринимаю это как игру, а политиков - её персонажами.
Несостоявшийся банкир
- Интересно, на карикатуристов где-то учат?
- Нет, в основном это обычные художники, которым близок этот жанр. Я, например, вообще самоучка. С самого раннего детства я мог сутками срисовывать сатирические и юмористические рисунки датского художника Херлуфа Бидструпа, естественно, был подписан на журнал «Крокодил». На последней странице там часто были шаржи на известных людей. Меня восхищало, как можно нарисовать Боярского, Караченцова смешно и узнаваемо. Я тренировался на учителях, делал на них карикатуры.
Но после школы учиться пошёл на банкира. Конечно, высшее образование я так и не получил. Отслужив в армии, я чётко для себя понял: хочу заниматься рисованием. Стал самообразовываться, проходить разные курсы, учиться у мастеров. Мне предложили посотрудничать с иркутской газетой «Работа и учёба» - с неё и началась моя история как газетного карикатуриста.
- Помимо навыков рисования, какими качествами должен обладать карикатурист?
- Чувством юмора, самоиронией - без этого, как мне кажется, он будет несостоятелен. Ещё должен быть цепкий взгляд на жизнь, художник должен быть в курсе политической и общественной повестки, чтобы черпать оттуда сюжеты.
А вообще у каждого мастера свой секрет успеха. Кому-то идёт быть язвительным и даже злым и циничным, другому - добрым и смешным. Мне больше свойственно транслировать позитив.
- Наверное, именно поэтому вы постепенно отошли от газетной карикатуры и стали шаржистом?
- Я рисовал карикатуры до тех пор, пока мне было интересно, пока меня это увлекало. Лет 10 назад у меня возник внутренний конфликт на эту тему: задания, которые дают редакторы изданий и просят отразить в карикатуре ту или иную линию, не всегда совпадали с моей точкой зрения, даже иногда противоречили ей.
Хотите верьте, хотите нет, но в тот переломный период мне приснился сон: ко мне явился некий светящийся образ и сказал: «Твори на диво, а не для суетного». Эта фраза засела у меня в голове, я воспринял её как знак, что через своё творчество я должен нести в мир свет и радость. Тогда я уже начал рисовать шаржи на людей, это приносило мне огромную радость, удовольствие и доход. Поэтому я решил отказаться от сюжетной газетной графики, где я вынужден был делать то, что мне не очень по душе.
- Бывало ли такое, что шуточный портрет не понравился, оскорбил человека?
- Человек, который сам садится на шарж, уже априори самоироничен, он готов принять любой результат и ему интересен свежий взгляд художника. Конечно, бывает, что работа не совпадает с ожиданиями. Это вызывает изумление или даже сопротивление в принятии образа. В моей практике такое бывало крайне редко.
- Портретисту обычно нужно пообщаться с позирующим ему человеком, чтобы прочувствовать его. В шарже это важно?
- Конечно, в шарже важно попасть в характер, считать основную «изюминку» человека. От этого и возникает тот самый вау-эффект. Черты лица могут быть даже непохожи, но ощущение, что это точно Вася, Петя, Маша присутствует.
Курортный роман с профессией
- Говорят: хороший художник - голодный художник. Бывали сложные времена, когда хотелось всё бросить и уйти в торговлю, бизнес, где легче заработать?
- Каждый раз, когда нет заказов, возникают такие моменты слабости (смеётся). Летом я зарабатываю и параллельно отдыхаю в Анапе. Вся набережная там поделена между местными художниками, которые, как на рынке, платят за своё место - на чужую территорию не посягнёшь. По счастливой случайности я встретил в кафе мэра Анапы, не постеснялся, подошёл к нему и попросил выделить место, где я смогу рисовать. «Иди на набережную и рисуй!» - сказал глава города. Ну, я и пошёл. Коллеги удивились, поверили на слово и приняли как своего.
В Анапе огромное удовольствие работать. Люди на отдыхе, счастливые довольные, все на позитиве. Особенно интересно с детьми, я для них волшебник. Мы болтаем, смеёмся. Помню, спрашиваю такую крупную девочку: «Кем хочешь стать?» «Начальником полиции». И нет сомнений, что станет.
Бывает, что хочется пойти работать сторожем и по ночам тихонько рисовать под светом лампы. Но появляются новые проекты, которые увлекают с головой, вдохновляют и дают силы развиваться. Сейчас, например, я наконец воплощаю в реальность свою мечту детства: рисую настоящий мультфильм. Главная героиня в нём - Муха Мария, она очень открытая, любознательная, живая. Она всему удивляется, изумляется, с ней происходят разные казусные ситуации, через которые она, как ребёнок, познаёт мир.
Мы работаем по старинке, как в «Союзмультфильме» - через кальку отрисовывая каждое движение. За счёт этого наша Муха более пластичная, эмоциональная и живая. Современные 3D и флеш-анимация не дают такого эффекта. Для создания одной серии требуется несколько тысяч рисунков. Пока готовится только первая серия, и на ее половину ушло пять месяцев, но наша цель - делать 3-4 мультфильма в год.