Корреспондент «АиФ-Иркутск» заглянул в мастерскую областного театра кукол «Аистёнок», где сейчас готовят премьеру «Котёнок по имени Гав». Над созданием персонажей и декораций трудится целая команда - художники, конструкторы, портные, бутафоры.
«Самое главное – придумать кукле характер, неважно животное это будет или человеческий персонаж. Характер должен читаться в образе в целом. Например, если стоит задача сделать ленивого кота, то он, скорее всего, будет толстым и неповоротливым, - говорит художник-постановщик Софья Бодиловская. Она первой приступает к созданию будущих героев спектакля - придумывает и рисует их эскизы. – С котёнком Гав сложнее: зрители уже видели мультфильм и у них есть своё видение. Я же должна не скопировать картинку, а создать собственную».
После того, как эскизы готовы, Софья утверждает их с режиссёром и художественным советом театра и делает чертежи будущих персонажей и декораций. Из рук художника-постановщика все расчёты направляются в цеха театра, где уже творят конструкторы, портные и бутафоры.
«Все ребята очень талантливые, и мы понимаем друг друга буквально с полуслова, - признаётся Софья. - Но я тот художник, который дорабатывает своих персонажей самостоятельно на завершающем этапе - в ход идут краски, кисти, иногда я сама наклеиваю куклам усы, бороды и волосы».
Из военного в кукольника
Конструкторский цех – вотчина Сергея Шабанова, который изготавливает основу будущей куклы, своеобразный скелет. Сергей - единственный в Иркутске мастер-кукольник. И что интересно, он самоучка - по первой профессии мужчина военный. Кукол начал делать почти случайно. Несколько лет назад его сестра, работающая тогда в театре кукол главным художником, попросила помочь - из-за болезни мастера срывался спектакль. Сергей пришёл на выручку и «сам не понял, как из военного вдруг стал кукольником». В профессии он уже пять лет. За это время он успел побывать в Москве на курсах известного мастера-кукольника Виктора Платонова и изготовил ни один десяток героев для спектаклей. Его задача – оживить куклу, сделать для неё механизм. А они бывают разные: гапитный (тростевой), планшетный и марионеточный.
«В ход идут алюминиевые трубки, кожа, фанера, пенопласт, клёпки, болты, шайбы, пластик, различные деревяшки. Вот, например, ножки из кедровой древесины от старого стола - его собирались выбросить, а я забрал. Определённого рецепта просто нет - я делаю так, как придёт в голову. Главное, чтобы механизм получился надёжным и лёгким», - объясняет Сергей.
На изготовление одной куклы у мастера уходит от нескольких дней до нескольких недель. Порой, по словам Сергея, куклу на роль второго плана сделать куда сложнее, чем главную.
«Но чем сложнее работа, тем интереснее. Мне нравится придумывать мудрёные механизмы и находить необычные решения. Когда есть вдохновение, я готов работать и днём, и ночью. Это, думаю, и есть любовь к своему делу», - признаётся мастер.
Зачем бутафорам свинцовая дробь?
После того, как Сергей заканчивает работать над механизмами, он передаёт их в бутафорский цех, где начинается магия превращения скелета из дерева и железных трубок в собаку, кошку или даже человека. И вот в руках у художника Ольги Дорохиной кукла, которая уже приобретает формы кота. Она обклеена поролоном, а кое-где уже появилась ткань, имитирующая шерсть. Ещё немного – и будет готов котёнок Гав.
«Чтобы кукла свободно двигалась, ей не должно ничего мешать, - поясняет второй художник-бутафор Светлана Шергина. - Поролон и ткань мы соединяем вручную, делая все нужные отверстия для механизма. Вся ткань только пришивается - приклеить нельзя, нарушается технология».
Чтобы куклы более правдоподобно двигалась, ноги и руки утяжеляют - чаще всего свинцовой дробью или рыболовными грузиками.
Сказать, сколько часов создаётся кукла, не может ни один мастер. Это может быть и несколько дней, и месяцы.
«Мы не торопимся, потому что куклы этого не терпят. Работаем крайне аккуратно и используем только проверенные материалы», - подчёркивают художники.
Ольга и Светлана трудятся в театре почти 10 лет. За это время у них появились свои профессиональные секреты, наработки и излюбленные техники. Они признаются, что для оформления могут сгодиться и строительный утеплитель, и туристические коврики, и различные ткани. Многие идеи приходят художникам по ходу работы, иногда даже просто в быту.
Куклы-животные от бутафоров выходят уже готовыми и отправляются сразу к артистам. Куклы-люди же ещё одеваются и приобретают аксессуары - их обшивает швейный цех, который делает костюмы настоящим актёрам.
Научиться быть ею
Последний этап перед премьерой - встреча с актёром. Именно он оживляет куклу, давая ей свой голос и приводя её в движение.
Актёр Евгений Кириллов работает в театре чуть больше трёх лет, за это время в его репертуаре появилось 23 спектакля и почти во всех молодой человек взаимодействует с куклами. В этот раз ему предстоит знакомство с новым героем – котёнком Гав.
«В первую очередь необходимо понять, как кукла может двигаться. Для этого мы вместе с куклой проводим много времени перед зеркалом - ищем позировку и жестикуляцию, - объясняет Евгений. - Не менее важно понять характер, настроение и образ куклы. От этого зависит голос, интонации и даже движения. Иногда ты уже выбрал голос, а кукла вышла совсем другой и ей не подходит то, что ты придумал. Тогда приходится менять всю построенную в голове концепцию».
По словам Евгения, важно, чтобы артист и кукла чувствовали друг друга. Бывает, конечно, что актёр не может сработаться с куклой и тогда приходиться менять героев. У Евгения в карьере была такая ситуация - кукла ему досталась за день до премьеры. За одну ночь пришлось учиться быть ею.
«Перед спектаклем я заряжаю и настраиваю своих кукол, - рассказывает Евгений. - А бывает так, что мы играем один спектакль несколько дней подряд, и тогда я обращаюсь с куклами, как с детьми. Уходя вечером, укладываю их спать и даю напутствие. Важно любить кукол и тогда всё получится».
И именно эта любовь помогает актёрам не комплексовать из-за того, что главная на сцене всегда кукла. По словам Евгения, каждый артист проходит через это испытание, но справляются только те, кто действительно любит кукольный театр.
«Да, чаще всего нас нет на сцене, но нам хватает реакции детей на нашего персонажа. Их эмоции заменяют любую славу. Главное, чтобы дети верили, что кукла перед ними живая», - говорит актёр.