Запечённая курочка, котлеты с картофельным пюре, оливье, бутерброды с красной икрой и несколько сортов рыбы - чего только нет в домашнем праздничном меню россиян. Именно ему посвятили целую выставку. И смысл здесь не просто в еде, а в самом понятии застолья, как культурном коде всей страны.
В экспозиции собрали полотна и скульптуры художников из восьми городов России. Каждый рассказал о любимом новогоднем блюде или показал своё авторское видение праздника.
Найти себя в картине
- Мы все родом из детства, где были именно такие праздники: стол «ломился» от яств, собиралось много гостей, и, конечно, у каждого был свой идеальный рецепт, - рассказывает куратор выставки Алина Свердлова-Александрова, показывая на красочные полотна с салатами и горячим. - Сегодня мы также приходим на какие-то вечеринки, ведём застольные беседы. И в них, как и много лет назад, есть что-то такое сакральное, над чем точно можно подумать, поразмышлять, погрустить, посмеяться. Эта история, которую мы здесь создали, она про каждого из нас.
Название выставке дала неизменная королева новогоднего стола - «Селёдка под шубой». Она, как всеобщая любимица, объединила в себе все самые разные представления о празднике. Как оказалось, в глазах художников застолье может быть далеко не классическим с салатами и горячим, а неформальным - с фастфудом. Именно ему свои работы посвятил воронежский автор Андрей Балычев. А питерская художница Ксения Муравьева в своих картинах решила понаблюдать за предпраздничными приготовлениями - на её холсте ожила кассовая лента из супермаркета, на которой раз за разом мелькают майонез и маринованные огурцы.
Некоторые работы были созданы специально для этой выставки. Иркутская стрит-арт художница Лена Сисилева специально создала инсталляцию «Едимство», которая встречает посетителей у входа в галерею и сопровождает на всех этажах. Яркие персонажи будто бы спешат в гости, захватив с собой подарки, еду и напитки. Они создают атмосферу шумного семейного праздника, в которую погружается и зритель.
Центром всей экспозиции стала работа «Четверг. Вечер» Иркутского стрит-арт художника Василия Каптырёва - он воссоздал свои детские впечатления от большого застолья и «выплеснул» их на холст. Получился объёмный собирательный образ праздника: свадьба, день рождения, Новый год, и суета сборов на торжество.
- В этой работе отражены мои смутные воспоминания из детства, - смеётся Василий. - Я написал картину почти за месяц, даже несмотря на её большой размер (2х2,6 м - прим.). Сначала поработал с образами людей - создал нейтральные лица, в которых каждый будет видеть что-то своё, затем достроил детали. Меня самого здесь, конечно же, нет - я, скорее, наблюдатель. А вот мы с вами как зрители здесь есть - мы отражаемся в бутылях и стекле.
Фото: АиФ/ Анна Садовникова
Метафорическое застолье для ума
Если пройтись по выставке дальше, попадаешь на вполне реальное застолье, где всё можно и даже нужно трогать руками. Интерактивная инсталляция «Стол воспожеланий» фотографа Алексея Крупяника привлекает взгляд мгновенно, ведь за стол можно сесть, а в специально поставленные тарелки положить себе различные блюда.
- Всё, что вы видите на столе - еда, но еда не обычная, а метафорическая, - объясняет задумку своей работы Алексей. - Нужно положить себе в тарелку то, что вам нравится. Это могут быть кубические салаты, иркутские бутерброды плитки. Мы с кураторами подумали о том, что еда - это не просто топливо, а такое ощущение, которое можно вспомнить и в праздничный вечер себе что-то пожелать. Сразу отвечу на вопрос «почему воспожелания?». Потому что мы не смогли понять, что важнее: воспоминания ушедшего года или пожелания на год будущий. Мы их просто объединили.
На кубиках, которые человек положит в тарелку, могут оказаться фотографии дождя или летнего заката, чтобы вспомнить день, когда был счастлив и заново его прожить, различные надписи и QR-коды. Последние необходимо считать смартфоном и получить своё персональное пожелание на Новый год. Провести такое интересное гадание можно будет до 27 февраля в галерее Бронштейна.