Примерное время чтения: 3 минуты
330

Традиции в новой форме. Иркутский художник о своей выставке «Конь да огонь»

Зимний сезон в галерее современного искусства в Иркутске начался с выставки художника Григория Свердлова со сказочным названием «Конь да огонь».
Зимний сезон в галерее современного искусства в Иркутске начался с выставки художника Григория Свердлова со сказочным названием «Конь да огонь». / Анна Попова / АиФ

Зимний сезон в галерее современного искусства в Иркутске начался с выставки художника Григория Свердлова со сказочным названием «Конь да огонь». Основу экспозиции составляют скульптуры необычной формы, размеры которых превышают человеческий рост.

Назад в детство

– Это уникальный проект, поскольку Григорий Свердлов – единственный в Иркутске и один из немногих в стране работает с такими масштабными формами, – рассказывает куратор выставки, искусствовед Алина Свердлова-Александрова. – При посещении выставки возникает ощущение, что ты как будто возвращаешься в детство. И чувство неслучайно: эти фигуры с человеком с самых ранних лет, они приходят к нам из сказок, которые читали родители, и из прибауток, которые рассказывали бабушки и дедушки.
Кстати, идея выставки пришла к автору тоже из детства.

– Когда мне было 10 лет, мама водила меня во дворец пионеров, где мы лепили дымковских лошадок, барыней, козликов, – говорит Григорий Свердлов. – Объединив эти воспоминания со своим творческим опытом и тем, что происходит в мире искусства, я создал этот проект. Попытался осовременить эту историю посредством новых форм и вписать её в современность.

Скульптуры Григория Свердлова выполнены из необычного для традиционного искусства материала – стеклопластика. Яркие цвета художник придаёт им с помощью аэрозольной краски. В некоторые работы он также «встраивает» элементы в технике фьюзинга (спекание цветного стекла в печи).

В творчестве автора можно заметить детали, которые роднят его с супрематизмом и поп-артом. Но при этом мотивы национального декоративно-прикладного искусства тоже на месте. Например, на картинах автора можно заметить детали, присущие дымковской игрушке: плавные линии, изгибы, напоминающие рога и «глазки» в виде точки и дуги.
Встречаются и мотивы из мифов и легенд разных народов. Такой смысл автор закладывал, например, в работу «Многосолнце».

– Существовала легенда о том, что Солнце решило жениться, – продолжает Григорий Свердлов. – У него появились ребятишки, которые выросли, решили проявить своеволие и вышли на небесный свод. Начали сохнуть реки и озёра. Тогда нашелся герой, который с помощью лука отстрелил несколько солнц. Часть из них успела спрятаться подальше от Земли. Так появились звёзды.

В центре – Солнце

Солнце – это звезда, которая в той или иной степени связана с каждым экспонатом выставки. Среди них есть даже отдельная серия «Солярисы» в виде круглых работ в технике фьюзинга. Более того, Солнце является ключевым элементом экспозиции, встречая гостей прямо перед входом в пространство галереи.

– Это круг, который сам по себе является ярким символом: разместите на стене изображения квадрата, треугольника и круга – последний всегда будет самым выразительным, – говорит художник. – Это связано с древними представлениями людей о природе, когда они поклонялись солнцу и верили, что оно может принести им благополучие. 

Ещё один важный герой выставки – конь. Среди экспонатов можно увидеть огромных «лошадок» синего, красного и чёрного цветов. Формы у них тоже необычные: одна вытянула шею на манер жирафа, другая и вовсе растянулась, как такса.

– Пластику скульптуры переняли от глиняных фигурок, у которых из-за особенностей материала не может быть каких-то острых деталей, поэтому они максимально гладкие, – поясняет автор. – Цвета и формы тоже наделены определённым смыслом. Например, красный конь символизирует Солнце: он вытягивается вверх, приближаясь к нему, но при этом продолжает твёрдо стоять на земле.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах