В сентябре 2010 года главный врач Иркутского диагностического центра Игорь Ушаков был избран президентом Международной диагностической медицинской ассоциации (ДиаМА), объединяющей около 50 диагностических центров России, Казахстана, Белоруссии, Молдавии.
Как отмечает Игорь Ушаков, современные тенденции развития здравоохранения постепенно и верно уходят из центральной части России на восток. И именно в Сибири генерируются основные идеи, касающиеся современных подходов к управлению медицинскими учреждениями, их компьютеризации, совершенствования стандартов деятельности.
За кем будущее?
Поэтому одна из задач, которую он поставил перед собой и другими членами ДиаМА, - повышение деловой активности и статуса ассоциации. Диагностические центры - молодые учреждения. Они работают чуть более 20 лет, и конечно, - там всё новое быстро схватывается и внедряется, причём это отнюдь не связано только с приобретением какого-то суперсовременного оборудования. Сейчас в здравоохранении многое меняется, и в этих переменах диагностические центры могут занять серьёзное место, и даже стать локомотивом, который очень эффективно потянул бы за собой некоторые направления, уверен Игорь Васильевич.
- Опыт работы показывает, что нужно создавать межрайонные диагностические центры, - поясняет он. - Потому что абсолютно бессмысленно и невыгодно ставить в каждое медучреждение сложное оборудование. Нельзя повторить проблемы реализации первой части национального проекта «Здоровье», когда на оборудовании некому работать и нет расходных материалов. Ведь известно, что в некоторых ФАПах и ЦРБ часть техники просто стоит мёртвым грузом. Кроме того, очень трудно преодолеть формировавшуюся годами профессиональную инертность: мы не один год потратили на то, чтобы наши коллеги стали воспринимать исследования, которые проводятся в диагностическом центре, как необходимые. К сожалению, к разработке таких программ, как нацпроект «Здоровье» или модернизация здравоохранения, врачей-то практически не привлекают.
В начале пути
Учреждение, которое возглавляет Ушаков, по мнению большинства пациентов, отличает очень чёткая организация труда. Люди здесь не тратят время в многочасовых очередях. «Почему же такого порядка никак не удаётся добиться в поликлиниках? Вводят электронные очереди, а толку - ноль?» - недоумевают иркутяне.
- Вряд ли у нас в поликлиниках сдвинется ситуация по отношению к пациентам, пока не будут подготовлены новые управленцы здравоохранением, - уверен Игорь Ушаков. - Но у нас практически нет образовательных программ подготовки современных менеджеров в здравоохранении. И это проблема № 1. Хотя в России есть территории, где уже внедрены современные технологии управления, эффективно работающие в бизнесе и на производстве, и в поликлиниках нет очередей. Иркутская область только начинает этот путь.
Кстати, электронная запись не единственный метод наведения порядка в медучреждениях, да и не основной. Дело в том, что пациенты зачастую не приходят на приём в поликлинику по электронной записи, а приходят по привычке с утра и сидят под дверями кабинетов. Если их не принимают в порядке живой очереди, начинаются скандалы. Проблема не только в организации работы поликлиники, но и в культуре наших пациентов. В диагностическом центре ведь тоже очень много времени ушло на то, чтобы пациенты привыкли к тому, что если будет порядок, значит и качество услуги будет другое, потому что контакт с врачом будет более эффективным и продуктивным. Важно найти взаимопонимание между пациентом и персоналом, в противном случае - хоть какие супер-компьютеры в поликлиниках поставь, ничего не получится.
Кстати:
Двадцатая юбилейная конференция Международной диагностической медицинской ассоциации в сентябре 2011 года пройдёт в Иркутске.
Комментарий:
Елена Иванова, специалист одной из иркутских страховых компаний, занимающихся добровольным медицинским страхованием:
Цены на платные медицинские услуги складываются из многих составляющих: зарплата сотрудников учреждения, стоимость оборудования и его содержания, лабораторные исследования, расходные материалы и так далее, стоимость которых растёт регулярно каждые полгода. В частных клиниках расценки на услуги устанавливают самостоятельно, в государственных - согласовывают с контролирующими органами.