Шестилетней девочке предстоит операция, и в больнице убедительно попросили найти человека, который согласится сдать кровь. Группа и резус-фактор значения не имеют. Главное - не стать донором для конкретного ребёнка, а просто пополнить банк крови.
Буквально через пару часов поступила другая новость: для девочки уже сдал кровь иркутский профессор. Тем не менее решение пойти в донорский пункт созрело.
Многим вспомнилось, как операции требовались их друзьям и знакомым: для кого-то доктора просили найти не одного, а пять-десять доноров. Утром следующего дня собралась группа из пяти человек с твёрдым намерением кому-то помочь и недоумённым вопросом: «А если бы донор не нашёлся, операцию могли отсрочить?..»
Наследие девяностых
«Система, когда больница просит родственников или знакомых пациента стать донорами, сохранилась в России с девяностых годов, - рассказывает Максим Зарубин, главный врач Иркутской областной станции переливания крови. - Тогда ситуация была катастрофической: за день на нашу станцию могло прийти всего пять доноров». Сегодня желающих сдать кровь значительно больше. Через здание станции на ул. Волжской, по словам доктора, ежедневно проходит 60-70 доноров. Немногим меньше «людской оборот» в филиалах Иркутской станции в Саянске, Шелехове, отделении переливания, расположенном на территории областной клинической больницы, а также в Братской, Ангарской, Усольской службах крови… И хотя обещали, что перед обедом будет не так многолюдно, в гардеробе пришлось искать свободные места. Люди шли и шли, чтобы поделиться своей кровью…
Времена дефицита остались в прошлом? Как оказалось - нет. За два десятилетия число доноров возросло, но и крови сегодня нужно больше. «С развитием медицины увеличилась потребность в компонентах донорской крови, потому что сегодня научились спасать больных, ещё десятилетие назад считавшихся безнадёжными, - поясняет заместитель главного врача по лечебной части Михаил Зазнобов. - Больше всего крови требуется в отделениях гематологии, хирургии, гинекологии и онкологии... Поэтому больницы перестраховываются и просят направить к нам доноров. Не приказывают, а именно просят: отсрочить операцию по той причине, что не нашлось донора, никто, конечно, не имеет права». Но при отсутствии компонентов крови необходимой группы в первую очередь переносится срок плановых операций, что сегодня бывает нередко.
«Здоров как…донор»
Главный врач шутит, что самый лучший донор - тот, что «многоразового применения». Вся наша делегация пришла в службу крови впервые. Это значит, что плазма, полученная из крови сотрудников «Аргументов и фактов» (оговорюсь, по медицинским показаниям донорами стали не все), поступит по адресу не раньше чем через полгода. Редактор газеты Михаил Колотушкин и редактор интернет-сайта Марина Аболина, которым разрешили кроводачу, спустя шесть месяцев придут на повторный анализ, чтобы подтвердить своё здоровье. Только после этого плазму, полученную из их крови, передадут в больницу. Такое обследование проходят не только доноры-новички, но и кадровые доноры (сдающие кровь не реже 3 раз в год): слишком высока цена ошибки.
Также не берут в доноры тех, кто не соблюдал диету (за сутки нельзя, например, пить молоко, есть жареное, за двое - принимать алкоголь). Отсеивают и тех, кто, скажем, весит меньше 50 кг, перенёс гепатит или недавно вернулся из заграничной поездки. Словом, тот, кто несёт свою кровь, должен быть… «здоров как донор».
Полезно донорство и для здоровья. Как пояснил Максим Зарубин, такие методы, как плазмаферез и кровопускание, применяются для лечения целого ряда заболеваний.
По данным Всемирной организации здравоохранения, продолжительность жизни доноров выше среднего показателя примерно на пять лет.
Втроём можно спасти
В помещении, где сдают кровь, - два ряда кресел-кушеток, возле которых стоят капельницы. У человека на таком кресле ноги находятся достаточно высоко. Кровь из вены донора по тонким трубкам поступает в небольшой прозрачный пакетик. Ёмкость одного такого «сосуда» - 450 миллилитров. Как пишут в специальных памятках, для одного переливания требуется кровь в среднем трёх доноров.
На кушетке напротив нашей Марины девушка Инна - донор «многоразовый» и опытный. Девушка не считает, в который раз она принесла сюда свою кровь. Говорит, впервые пришла в центр крови с подругой три-четыре года назад. Стать почётным донором Инна не имеет права, потому что она сотрудничает с центром крови на коммерческой основе. Хотя число кроводач у неё, возможно, уже перевалило за «почётную» метку сорок раз.
Другой наш собеседник - Сергей - стал донором в тридцать четвёртый раз. Девушка, которая привела его сюда несколько лет назад, уже давно пользуется льготами почётного донора. Сергей 33 раза приходил сюда, чтобы «просто помочь людям». И однажды - чтобы отдать свою кровь коллеге.
Кстати, нужнее всего доноры именно в Иркутске, где находятся крупные медицинские центры и куда поступают самые тяжёлые больные со всей области. Больше половины сданной крови отправляется по двум адресам: областная клиническая больница и областной онкологический центр. Возможно, именно там спустя полгода появятся люди, (пусть этого и не узнаем), которым мы могли бы сказать: «Мы с вами одной крови». И это будет правдой.