Всем известно, что целью обязательного медицинского страхования (ОМС) является гарантированное предоставление гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Но далеко не каждый знает, что страховая медицинская организация – это непосредственный защитник интересов граждан в сфере ОМС, который полностью контролирует объемы, сроки и качество предоставляемой медпомощи, а также разъясняет гражданам их права на получение бесплатной медицинской помощи.
На вопросы читатлей «АиФ-Иркутск» отвечает директор Иркутского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Кристина Вилорьевна Сосова.
Мы готовы ответить на все ваши вопросы о системе ОМС:
- о качестве предоставляемой бесплатной медицинской помощи,
- о правах и обязанностях застрахованных лиц,
- о работе страховых представителей,
- а также о порядке прохождения диспансеризации и профилактических осмотров.
Вопросы можно оставлять ниже в коментариях, задавать по телефону 8(3952)500-526, присылать по электронной почте irk.aif@mail.ru. Представитель компании будет отвечать на них по мере поступления.
Есть ли список лекарственных препаратов, которые бесплатно можно получить по полису ОМС? Где его можно увидеть?
Ольга, Иркутск
Добрый день, Ольга! С данным списком препаратов вы можете ознакомиться на сайте ТФОМС Иркутской области www.irkoms.ru во вкладке «Нормативные документы» Постановление Правительства Иркутской области от 26.12.2018г. № 965-пп Приложения 6,7,12.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, насколько часто можно менять страховую компанию?
Екатерина, Братск
Добрый день! В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (статья 16. Права и обязанности застрахованных лиц) застрахованные лица имеют право на замену страховой медицинской организации, в которой ранее были застрахованы. Замена возможна один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию.
В детской поликлинике не могут поставить диагноз дочери. Отправили на платные анализы и процедуры. Имеют ли они право, не поставив диагноз, настаивать на платном медобслуживании?
Лариса, Иркутск
Добрый день, Лариса! В соответствии со ст.19 Федерального закона РФ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Объем диагностических и лечебных мероприятий определяет лечащий врач в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи и порядками оказания медицинской помощи, а в случаях их отсутствия – в соответствии с утвержденными протоколами ведения больных. Все виды исследования и лечения, входящие в вышеперечисленные нормативные документы, предоставляются пациенту по полису ОМС.
При невозможности предоставить гражданину медицинскую помощь в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи медицинской организацией обеспечивается направление гражданина для оказания необходимой медицинской помощи в другую медицинскую организацию, включенную в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы.
Каждая ситуация индивидуальная, для получения более подробной консультации по Вашему случаю мы советуем обратиться в контакт-центр страховой медицинской компании, где застрахована ваша дочь.
Слышала, что многие частные клиники работают по системе ОМС. Где можно увидеть список этих клиник, какие услуги можно получить?
Галина, Ангарск
Добрый день, Галина! С перечнем медицинских организаций участвующих в системе обязательного медицинского страхования, в том числе и частных клиник, Вы можете ознакомиться на сайте ТФОМС Иркутской области www.irkoms.ru во вкладке «Нормативные документы» Постановление Правительства Иркутской области от 26.12.2018г. № 965-пп, Приложение 1.
Выбранная Вами частная клиника может предоставить информацию о перечне услуг, которые она оказывает в рамках системы ОМС, а также о порядке их предоставления.
По закону с 1 января 2019 года работодатель обязан предоставлять и оплачивать сотруднику один день для прохождения диспансеризации. Но, к сожалению, в один день уложиться невозможно. Как быть в этом случае? Где можно увидеть перечень услуг, которые входят в диспансеризацию?
Виктор, Иркутск
Добрый день, Виктор! Организационные вопросы по проведению диспансеризации населения, к сожалению, не входят в компетенцию страховой медицинской компании, данный вопрос (наличие отдельного кабинета диспансеризации, выделенная очередь для пациентов по диспансеризации, диспансерные субботы и т.д.) находится в ведении Министерства здравоохранения и самой медицинской организации.
С перечнем медицинских услуг, оказываемых в рамках диспансеризации, Вы можете ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации www.rosminzdrav.ru во вкладке «Банк документов»: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».
Хочу пройти ФГС, но терапевт не дает направление. Говорит, что нет показаний. Что делать в этом случае?
Галина, Киренск
Добрый день, Галина! Согласно гл.гл.1, 9 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 26.12.2018г. №965-пп, объем диагностических и лечебных мероприятий определяет лечащий врач в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи и порядками оказания медицинской помощи, а в случаях их отсутствия – в соответствии с утвержденными протоколами ведения больных.
В данном случае Вы можете обратиться к руководству медицинской организации с целью проведения врачебного консилиума и вынесения комиссионного решения о наличии медицинских показаний для направления Вас на данное обследование. Для получения более подробной консультации конкретно по Вашему случаю мы советуем обратиться в контакт-центр Вашей страховой медицинской компании.
Как получить направление на ЭКО по ОМС? Сколько может быть попыток?
Наталья, Иркутск
Добрый день! Согласно гл.гл.1,9 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 26.12.2018г. №965-пп, объем диагностических и лечебных мероприятий определяет лечащий врач в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи и порядками оказания медицинской помощи, а в случаях их отсутствия – в соответствии с утвержденными протоколами ведения больных.
Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению определен Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 107н, с которым Вы можете ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации www.rosminzdrav.ru во вкладке «Банк документов».
Решение о показаниях, противопоказаниях и количестве оказания медицинских услуг с использованием вспомогательных репродуктивных технологий принимаются лечащим врачом или консилиумом врачей медицинской организации.
Для получения более подробной консультации конкретно по Вашему случаю мы советуем обратиться в контакт-центр Вашей страховой медицинской компании.
Потерял полис ОМС. Как долго полис восстанавливается. Могу ли я пользоваться медицинскими услугами, пока его изготавливают?
Дмитрий, Ангарск
Добрый день, Дмитрий! Вам необходимо обратиться в удобный для Вас пункт выдачи полисов для оформления дубликата полиса ОМС. Дубликат полиса ОМС изготавливается до 30 рабочих дней. На этот срок Вам выдается временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса ОМС единого образца. Если в течение этого времени Вам понадобится медицинская помощь, Вы обращаетесь в медицинское учреждение с временным свидетельством. Для оформления полиса ОМС необходим Ваш паспорт и СНИЛС.
Нужно ли уведомить страховую компанию о смене фамилии, в какой срок?
Марина, Киренск
Добрый день, Марина! Да, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» застрахованные лица обязаны уведомить свою страховую медицинскую компанию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли, путем обращения в страховую компанию с документами, подтверждающими произошедшие изменения. По смене фамилии Вам необходимо будет оформить новый полис ОМС.
Я иностранный гражданин, проживаю в Иркутске. Как я могу получить полис ОМС?
Нугзар, Иркутск
Добрый день, Нугзар! В соответствии с пп.4, 5 ст. 9 Приказа Минздравсоцразвития от 28.02.2011 №158-н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования» для оформления полиса ОМС Вам необходимо обратиться в удобный пункт выдачи полисов ОМС с пакетом документов для иностранных граждан, проживающих в РФ:
- паспорт иностранного гражданина, вид на жительство или разрешение на временное проживание;
- СНИЛС (при наличии).
Если же Вы являетесь иностранным гражданином государства, являющегося членом ЕАЭС, то более подробную консультацию о необходимых документах и порядке оформления полиса ОМС Вы можете получить по телефону контакт-центра 8-800-100-07-02 (круглосуточно, бесплатно по всей России).
Могу ли я заменить лечащего врача?
Галина, Иркутск
Добрый день, Галина! Порядок замены лечащего врача прописан в приказе Минздравсоцразвития «Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача» № 407н от 26.04.2012 года. Право на смену доктора закреплено законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 от 21.11.2011 года (ст. 19). Законом предусмотрена замена доктора не чаще одного раза в год, исключая ситуации, когда пациент переезжает в другой регион.
Обязательным условием для замены лечащего врача является письменное заявление, адресованное руководителю медучреждения. В документе необходимо объяснить, почему пациент отказывается от услуг ранее выбранного специалиста. Нормативными актами не устанавливаются конкретные причины, поэтому заявитель вправе ограничиться любыми формулировками: неудобный график работы, конфликт, недостаточная компетентность и др. Через 3 рабочих дня пациенту должны предоставить информацию о других специалистах клиники с указанием их графика приема. С учетом этих данных гражданин может определиться с доктором, у которого будет наблюдаться в дальнейшем.
Прописана в мкн. Синюшка в г. Иркутск, но проживаю в мкн. Юбилейный. Можно поменять поликлинику?
Елена, Иркутск
В соответствии со статьями 10, 21 Федерального закона РФ от 21.11.2011г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).Таким образом, за Вами остаётся право прикрепиться к медицинской организации по месту работы или фактического проживания без прописки.
У меня претензии к качеству оказанной мне медицинской помощи в областной больнице. Есть сомнения по диагнозу, лечение не помогло. Хочу, чтобы мне сделали дополнительное обследование. Как мне действовать дальше?
Сергей, п. Алексеевск
Добрый день, Сергей! План обследований и лечения назначает только лечащий врач. У Вас есть право обратиться к руководству медицинского учреждения с просьбой организовать врачебный консилиум, который определит дальнейшую тактику Вашего обследования и лечения.
В случае если сомнения и вопросы у Вас все же останутся, советуем Вам обратиться за индивидуальной консультацией в страховую медицинскую организацию, в которой Вы застрахованы.
Если Вы застрахованы в «СОГАЗ-Мед», то обращайтесь по телефону контакт-центра 8-800-100-07-02 (круглосуточно, бесплатно по всей России).
Хочу сменить поликлинику. Медицинская карта находится в поликлинике. Можно ли ее забрать самому.
Кирилл, Усть-Илимск
Добрый день, Кирилл! При замене медицинской организации пациенту нет необходимости забирать амбулаторную карту. Поликлиника в таком случае передаст ее сама. Но если пациент переезжает в другой город или регион, то поликлиника может пойти навстречу и отдать карту пациенту по роспись (ведь пересылка займет дольше времени). Также Вы имеете право на основании письменного заявления на руководителя медицинской организации получить копию своей амбулаторной карты. Время ожидания в этом случае – до 3-х рабочих дней.
Невролог рекомендовала ставить уколы. Пришлось покупать лекарство Кавинтон, Кортексин, шприцы. Правомерно ли это?
Тамара, Еланцы
Добрый день! Если данное лечение было назначено Вам в амбулаторных условиях, то все лекарственные препараты приобретаются за счет средств пациента. Предоставляются бесплатно в процедурном кабинете только шприцы.
Если лечение проходит в дневном или круглосуточном стационаре, то лекарства предоставляются пациенту бесплатно (если они входят в перечень жизненно-важных лекарственных средств). Индивидуальную консультацию Вы можете получить, обратившись в свою страховую медицинскую компанию. Если Вы застрахованы в «СОГАЗ-Мед», то обращайтесь по телефону контакт-центра 8-800-100-07-02 (круглосуточно, бесплатно по всей России).
У меня сахарный диабет 1 степени (инсулинозависимый). Мне выписывают инсулин, а тест полоски к глюкометру не выписывают, объясняют, что их просто нет. Почему нет тест полосок?
Добрый день! К сожалению, данный вопрос о предоставлении тест-полосок находится на обсуждении и в разработке в Министерстве здравоохранения. На сегодняшний день бесплатно тест-полоски выдаются только детям. Индивидуальную консультацию Вы можете получить, обратившись в свою страховую медицинскую компанию. Если Вы застрахованы в «СОГАЗ-Мед», то обращайтесь по телефону контакт-центра 8-800-100-07-02 (круглосуточно, бесплатно по всей России).
В стоматологической поликлинике №1 на Маршала Жукова навязывают платные услуги (физио 180 руб.), хотя почти все можно сделать по полису ОМС (если удастся записаться)?
Татьяна, Иркутск
Добрый день, Татьяна! Навязывание пациенту платных услуг недопустимо. Все лечебные мероприятия назначаются непосредственно лечащим врачом. Физиопроцедуры проводятся по полису ОМС, однако необходима более подробная информация, чтобы ответить на Ваш вопрос о правомерности взимания денежных средств за оказание услуги. Индивидуальную консультацию Вы можете получить, обратившись в свою страховую медицинскую компанию. Если Вы застрахованы в «СОГАЗ-Мед», то обращайтесь по телефону контакт-центра 8-800-100-07-02 (круглосуточно, бесплатно по всей России).