Около 21 часа в среду, 29 января, в небе над Вашингтоном произошла авиакатастрофа, которую называют крупнейшей в США. О том, что столкновение пассажирского Bombardier CRJ700, который прилетел из Уичито, штат Канзас и военного вертолёта могло унести жизни 67 человек, стало известно практически сразу. После столкновения самолёт разломился надвое и упал в реку Потомак, вертолёт тоже упал в воду. О возможных причинах этой трагедии корреспонденту irk.aif.ru рассказал генерал-майор авиации в отставке, кандидат технических наук Александр Барсуков.
Диспетчер виноват?
В информации о трагедии, которая приходит из Вашингтона, есть упоминания о том, что диспетчер спрашивал экипаж военного вертолёта (он принадлежал находящемуся в нескольких километрах от аэропорта Пентагону и совершал тренировочный полёт), видят ли они самолёт. Но этого было мало.
«Наиболее вероятной причиной авиакатастрофы в Вашингтоне, скорее всего, будет названо отсутствие должного контроля за посадкой Службы управления воздушным движением аэропорта, - считает Александр Барсуков. – В любом случае есть факт – диспетчер по каким-то причинам ослабил контроль, не дал команду уйти на другой эшелон, ограничился вопросами к экипажу вертолёта».
Как стало известно, на борту самолёта находились фигуристы, и их тренеры - в том числе русские по происхождению.
Похожие ситуации, увы, бывают, и нередко. Так, 40 жизней унесло 18 сентября 1981 года столкновение пассажирского самолёта Як-40 и вертолёта (не военного) Ми-8 при посадке в аэропорту небольшого городка Железногорск-Илимский в Иркутской области (подробности). Диспетчер не уследил за воздушными судами, которые, как и в этом случае, оказались на одном эшелоне.
Отключили оповещение?
По словам генерала, есть и ещё вероятная причина такой ситуации. Поскольку указывается, что видимость вечером в аэропорту им. Рональда Рейгана была хорошая, как и освещение, значит, погодные факторы ни при чём. Тогда почему пилоты самолёта не увидели, что прямо на них летит вертолёт и почему никак не среагировали? Возможно, они ждали, что это сделает военный вертолёт? Ещё один момент – были ли оба воздушных судна оборудованы системами предупреждения об опасном сближении? На пассажирском самолёте она обязательна, но может быть неисправна или сознательно отключена пилотами, чтобы «не мешала».
Именно отключенный российским экипажем лайнера Sukhoi Superjet 100 датчик сближения, стал одной из причин катастрофы этого самолёта в 2012 году в Индонезии. Пилоты были уверены, что внизу равнина, а датчик вышел из строя – и врезались в гору, 45 человек погибли.