Примерное время чтения: 4 минуты
379

40 погибших. Почему в небе над Сибирью в 1981 году столкнулись Як-40 и Ми-8

18 сентября 1981 года в небе над Железногорском-Илимском столкнулись Як-40 и Ми-8.
18 сентября 1981 года в небе над Железногорском-Илимском столкнулись Як-40 и Ми-8. / Ольга Семёнова / АиФ
40 жизней унесла 18 сентября 1981 года авиакатастрофа пассажирского Як-40 Иркутск- Железногорск-Илимский и летевшего из Братска Ми-8. Самолёт и вертолёт столкнулись в небе при посадке. Этот день стал чёрным для севера Иркутской области. 
 

Диспетчер запутался в самолётах 

Кажется, такое невозможно в принципе. Но такое было. В 12 утра 18 сентября 1981 года в авиакатастрофе рядом с аэропортом Железногорска погибли 40 человек: все 29 пассажиров и 4 члена экипажа рейсового Як-40, летевшего из Иркутска и 7 лётчиков в Ми-8, который совершал полёт из Братска. Не увидев друг друга в облаках, два борта таранили друг друга на высоте 400 метров. На трассе такое столкновение называют «лобовым»: левое крыло Яка врезалось в несущий винт Ми-8.  Без шансов.
 
 
Движение в небе над небольшими аэропортами и сейчас не особо насыщенное. А в советские годы и подавно. И всё же в тот день на посадку в Железногорске-Илимском один за другим заходили три самолёта и один вертолёт, что для местного аэропорта было редкостью. Кроме разбившихся Як-40 и Ми-8, снижались летящие из Братска Ан-2 и ещё один Як-40.  
 
Хроника авиакатастрофы начала свой отсчёт именно с этого момента.  
 
«В 12:08 по разрешению диспетчера  Як-40 занял ко второму развороту высоту 800 м и получил указание следовать к третьему развороту со снижением до 500 м. В это же время самолет Ан-2 выполнил четвертый разворот, вертолет Ми-8 занял 500 м и выполнил второй разворот. Все воздушные суда выполняли маневры захода на посадку левыми прямоугольными маршрутами в облаках. Экипаж Як-40 на запрос о местонахождении вертолета получил информацию от его экипажа об окончании им второго разворота, и через 20 сек после – информацию диспетчера: «Вертолет сзади вас километра на 4 будет», - сообщается в отчетах, составленных при расследовании трагедии.
 
Конечно, тут же указывается, что это нарушение – когда вертолёт и самолёт близко друг от друга в облаках находятся на одной высоте. Через две секунды Яку разрешили снизиться до 400 метров. Самолёт начал четвёртый разворот на расстоянии 15 километров от взлётки. Через 20 секунд уже вертолёт с разрешения диспетчера начинает снижение до тех же 400 метров. Ми-8 и Як-40, не видя друг друга в облаках, стремительно сблизились.  Это могли заметить с экранов на земле – не заметили. Лётчики в вертолёте -тоже. Як-40 перед выходом на посадочную прямую запросил у диспетчера информацию, но тот, судя по всему, так и не посмотрел на экран – он был занят, вёл переговоры с экипажем Ан-2, только что совершившим посадку и вторым Як-40, который запросил снижение.
 
Авиакатастрофа произошла буквально на глазах пассажиров Як-40 из Братска: в 12.13 вертолет и самолёт столкнулись, рухнули за землю в 300 метрах друг от друга и сгорели. 
 
 

Не хватило опыта   

«Причиной столкновения воздушных судов является грубое нарушение требований диспетчером, не обеспечившим непрерывный радиолокационный контроль и безопасные интервалы между воздушными судами», - это из выводов комиссии, при данной трагедии очевидных.
 
Диспетчер-стажёр начал самостоятельно вести рейсы всего за неделю до трагедии, приступив к работе с 11 сентября. Направили его из Братска, поэтому и местных особенностей не знал - не успел изучить. Вдобавок, как выяснилось, в аэропорту использовали две схемы посадки - для разных типов воздушных судов. И ни одной схемы снижения. Очевидно, считали, что справлялись, так как летали и садились в аэропорту Железногорска-Илимского не так много рейсов. Неопытный диспетчер, ко всему прочему, ещё совмещал свои обязанности с обязанностями диспетчера посадки и штурмана. А тут – сразу три самолёта и вертолёт.
 
Была отмечена комиссией и недостаточная внимательность лётчиков Ми-8. На борту вертолёта были два экипажа и проверяющий, полёт значился как тренировочный. И, видимо, никто из них не предполагал возможности ЧП. 
   
Сразу после трагедии, директор комбината из Железногорска-Илимского  выделил людей из всех цехов и автобусы, чтобы оцепить место трагедии до начала разбирательств. Похоронили погибших на отдельном участке только что созданного кладбища. А на самом месте катастрофы несколько лет назад установили памятный знак. Его поставили под руководством своего педагога Николая Липатова дети из детского дома «Солнышко».  
 
Что касается диспетчера и сотрудников аэропорта города Братска, допустивших неопытного человека к управлению, то наказаны были трое – на 14, 10 и 6 лет лишения свободы.   
 
 
 
       
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах