Пока оно активно процветает на Урале, но недалёк тот день, когда аферисты придут и в Приангарье. Традиционно первыми на рекламу подобных финансовых услуг поддаются пожилые люди. Нередко они переводят на чужие счета все свои сбережения. При этом с экономической точки зрения, да и просто с точки зрения здравого смысла получить обещанные мошенниками дивиденды нереально. Более того, в случае обмана банк не вернёт клиенту деньги, поскольку ответственность за решение о переводе своих финансовых средств лежит исключительно на владельце счёта.
С каждым годом набирает обороты и мошенничество, связанное с банковскими картами. Как показывает практика, главным виновником хищения денег опять же является владелец карты. Статистика говорит о том, что самым распространённым риском для держателей «пластика» считается его утеря - 52%. На втором месте - несанкционированное снятие денег с карты. Причём в 57% случаев хищение происходит без использования самой карты. Наиболее распространённый способ - фишинг: мошенниками создаётся сайт, похожий на банковский, через который и происходит похищение реквизитов платёжных карт. Ещё один излюбленный метод - скиминг, когда злоумышленники используют специальные устройства для считывания магнитной дорожки пластиковой карты.
Как же обезопасить себя от мошенничества?
- Прежде всего нужно хранить пин-код и карту отдельно, - советует PR-директор иркутского офиса «Альфа-Банка» Татьяна КОСМАЧЁВА. - Если вы потеряли карту, незамедлительно заблокируйте её, позвонив в call-центр банка. Но при этом следует помнить, что блокировка или закрытие карты не ведёт к блокировке счёта, так как карта - это всего лишь ключ-доступ к деньгам на счёте. С самого же счёта можно будет осуществлять переводы и снимать наличные через отделение банка или через интернет-банк.
Именно так произошло в описанном ранее на страницах «АиФ в ВС» случае (№ 8, «Минус 155 тысяч с карты»), когда мошенники думали, что сняли 155 тысяч рублей со счёта иркутянина. Но Василию повезло, ему автоматически вернулась большая часть средств, благодаря ограничению суммы безналичных суточных операций и такой банковской процедуре, как «холдирование». Она подразумевает «заморозку» списанных с карты денег в момент безналичной оплаты.
- То есть когда вы расплачиваетесь картой в магазине или снимаете деньги через банкомат, на счёте образуется «холд», - поясняет Татьяна Космачёва. - Полное списание происходит через какое-то время - как правило, на следующий день. Максимальный срок - 30-35 суток. Таким образом, в течение данного периода потраченная сумма висит на вашем счёте: вы ею воспользоваться не можете, но и магазин, парикмахерская, оператор сотовой связи и т.п. получают её не сразу.
Ещё один совет для тех, кто часто ездит за границу: не стоит рассчитываться за рубежом в сомнительных магазинах или давать свою карту официанту в ресторане, все операции по карте должны проходить только в вашем присутствии.
- Мошенники также могут позвонить или прислать смс-сообщение клиенту с просьбой указать номер карты, срок её действия, кодовое слово и т.д., - продолжает эксперт. - Этого делать категорически нельзя. Сотрудник банка никогда не позвонит вам сам, чтобы задать такие вопросы. Данную информацию оператор спрашивает у клиента, если тот сам обратился в call-центр.
Кстати:
Некоторые «продвинутые» банки сейчас предоставляют услугу страхования пластиковых карт от утери и связанных с ней рисков мошенничества. Правда, клиенты пока не спешат пользоваться таким предложением.