Примерное время чтения: 5 минут
698

Пытались «найти землю». МАК выяснил причины крушения Ан-12 под Иркутском

Сюжет Крушение самолета АН-12 под Иркутском
МАК завершил расследование крушения Ан-12 под Иркутском
МАК завершил расследование крушения Ан-12 под Иркутском ГУ МЧС России по Иркутской области

В 19:45 3 ноября 2021 года грузовой самолёт Ан-12 пропал с радаров в семи километрах от Иркутска в районе деревни Пивовариха. Самолёт рухнул, когда пилоты заходили на второй круг, чтобы совершить посадку в сложных погодных условиях. На улице была метель. В тот день погибли 9 человек – все находящиеся на борту. Прошло два года и МАК наконец поставил точку в расследовании причин этой трагедии. 

Перевозил продукты на Чукотку

По словам диспетчера иркутского аэропорта, после доклада экипажа о намерении уйти на второй круг и сесть, в течение трёх-четырёх секунд высота на индикаторе изменилась с 230 метров до 120. В дальнейшем самолёт пропал с радаров. После падения Ан-12 загорелся. Тут же вспыхнуло разлившееся на 300 квадратных метров топливо.

Самолёт принадлежал белорусской авиакомпании «Гродно», он перевозил продукты на Чукотку. Во время падения груза на борту уже не было, судно возвращалось пустое. Все девять человек, находящихся на борту, к сожалению, погибли. Экипаж состоял из представителей трёх стран. Это капитан Александр Егоров и бортмеханик Юрий Кропалев из России, второй пилот Олег Щучко и бортрадист Александр Чуприненко с Украины, штурман Андрей Сергеев, инженеры Дмитрий Гармоненко и Максим Карпук из Белоруссии. Также с ними летели двое сопровождающих - представители компании «Заполярье».

Версии, которые выдвигали сразу после авиакатастрофы, были достаточно стандартные - ошибка пилотирования, сложные погодные условия с ветром и снегом и возможная техническая неисправность транспортного средства. Комиссия МАК, которая начала работу практически сразу после трагедии, должна была ответить на главный вопрос – что произошло на борту. 

Хроника последнего полёта Ан-12

Воздушное судно летело по маршруту Кепервеем – Якутск – Иркутск. Оно порожняком возвращалось в аэропорт базирования. Экипаж был предупреждён о ливневом снеге над Иркутском ещё до вылета. За два часа до катастрофы,  установив связь с иркутским диспетчером, лётчики узнали, что погода  ещё ухудшилась. Впрочем, метеоусловия, как отмечает МАК, не мешали посадить самолёт.      

За час до падения Ан-12 иркутский диспетчер просит проверить высотомеры – у штурмана, второго пилота и самого КВС они показывали разные значения, серьёзно отличающиеся от данных автоматического контроля примерно на 60-80 метров.  Причину этого после падения выяснить не удалось, приборы сильно пострадали.    

Полчаса до падения. В 19:06:39 экипаж обнаружил некорректную работу курсовой системы. Экипаж сильно нервничает, принимая решение снижаться по GPS. Какой конкретно вариант навигации планировалось использовать – приёмник спутниковой навигации или бортовую систему? Неизвестно, хотя комиссия пришла к выводу, что использовали приёмник. В 19:19 экипаж обсудил, что при отсутствии видимости наземных ориентиров с высоты 100 метров нужно будет уйти на второй круг. Именно этот показатель – 100 метров – будет установлен на одном из найденных высотомеров.  

Началось снижение – при взаимодействии с диспетчером: КВС «1300», второй пилот: «1250». Высотомеры по-прежнему выдают разные значения, однако никаких действий по этому поводу не предпринимается.  

Штурман: «Курсовая показывает ерунду, не смотреть».

КВС: «На что смотреть?»

Второй пилот: «На навигатор».

В дальнейшем командир пилотировал по командам штурмана, который использовал информацию GPS-приёмника и высотомера.

Последние минуты

«В интервале времени 19:33:24 – 19:34:01 (время иркутское – ред.) в экипаже состоялся следующий радиообмен:

«Штурман: «Две с половиной. Высота 200».
Бортмеханик: «80».
Бортмеханик: «60».
КВС: «Где здесь полоса?»
Бортмеханик: «40».
Бортмеханик: «20».
Бортмеханик: «30 метров».
КВС: «На второй круг уходим».
Штурман: «280».
Бортмеханик: «На второй?»
КВС: «Да».
Бортмеханик: «Полста».

Когда штурман докладывал о высоте 200, фактически она была примерно 150 метров. В 19:33:42 на высоте около 130 м (истинная высота была около 100 м) сработала сигнализация «Опасная высота». Ситуация требовала уходить на второй круг. Экипаж продолжал попытки найти ориентиры на земле.  

В 19:33:57 штурман доложил диспетчеру об уходе на второй круг. Через секунду, на расстоянии больше 3 километров от взлетной полосы самолёт задел крылом верхушки деревьев. Затем – падение и пожар. 

Почему упал Ан-12 в Иркутске

Выводы МАК: «Авиационное происшествие с самолётом Ан-12БК произошло при заходе на посадку ночью, вследствие преждевременного снижения, что привело к столкновению с деревьями и землёй в управляемом полёте, разрушению воздушного судна с возникновением пожара и гибели членов экипажа».

Отчасти этому поспособствовал длительный перерыв в полётах у командира и второго пилота (простой у опытных лётчиков объяснялся отсутствием заказов), неправильной настройкой аппаратуры, погрешностей высотомеров и самой посадкой по навигатору. Всё это снизило возможности лётчиков понимать, что происходит. И даже попытки «найти землю» в течение длительного времени вместо того, чтобы набирать высоту и уходить на второй круг тоже сыграло свою роль.     

Читайте также:

«Услышали взрыв и рванули туда». Летчиков под Иркутском спасли футболисты

«Cкоро вернусь!» За минуты до гибели под Иркутском пилот встретился с мамой

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах