17 декабря 1976 года, спустя пару минут после взлёта, в районе аэропорта Усть-Кут разбился грузовой самолет Як-40К Братского авиаотряда «Аэрофлота», который выполнял рейс по маршруту Усть-Кут — Киренск. Во время взлета лайнер неожиданно начало раскачивать. Экипажу удалось поднять машину в воздух, однако спустя всего минуту полета она начала терять высоту, врезалась в лес на окраине аэродрома и полностью разрушилась. Погибли все семь человек на борту: три члена экипажа и четыре пассажира. Подробности сообщает irk.aif.ru.
Не прогрели самолёт
Воздушное судно с бортовым номером СССР-88208 было совсем новым: оно сошло с конвейера Саратовского авиазавода в апреле 1976 года и к моменту трагедии имело всего около 327 часов налёта. В Усть-Куте хотя и было морозно, — 36, но для местной зимы это совсем не экстремальная температура. Экипаж состоял из трёх опытных специалистов. Почему же тогда самолёт рухнул?
Причину, которую позднее детально разберёт комиссия, можно свести к одной фразе — усталость экипажа, пренебрежение правилами и надежда на русское «авось». На дороге это сочетание грозит водителю ДТП, а в воздухе лётчикам — катастрофой. Увы, так и вышло.

Хроника авиакатастрофы
В тот день самолету предстояло доставить в Киренск 1200 килограммов промышленных товаров. Из-за ожидания загрузки и разрешения на вылет лайнер в мороз ниже тридцати простоял на летном поле почти три часа. Но, несмотря на низкую температуру, экипаж не прогрел кабину перед полетом. Это станет одной из причин трагедии.
К моменту взлета их рабочая смена уже длилась более десяти часов, что, вероятно, сказалось на концентрации. Подготовка к взлету и само руление тоже прошли в спешке — лётчики торопились взлететь. Экипаж не выполнил в полном объеме предписанные проверки и не заметил критических ошибок в настройках приборов. В частности, на высотомере командира было установлено неверное атмосферное давление, которое «завышало» истинную высоту примерно на 100 метров. Также стабилизатор самолета ошибочно стоял в положении — 6 градусов вместо необходимых для этого веса —3,6 градусов.

Взлет с грунтовой полосы начался в 19:39 по местному времени. При разгоне по неровной поверхности самолет стало раскачивать, и командир резко потянул штурвал на себя. Однако из-за неправильной установки стабилизатора машина оторвалась от земли на скорости 155-160 километров час, что было значительно ниже расчетной. Экипаж не придал этому значения.
Набрав высоту около 100-120 метров, пилоты начали убирать закрылки, одновременно пытаясь набрать скорость, для чего опустили нос самолета. И тут надо отметить, что полёт проходил в кромешной темноте, в сторону неосвещенной тайги, без видимых ориентиров. Холод в кабине и усталость усугубляли ситуацию. Опираясь на ошибочные показания высотомера, командир не сразу осознал, что самолет уже не набирает, а теряет высоту с углом снижения в 5 градусов.
Через минуту после отрыва от земли, на удалении 1500 метров от взлетной полосы, Як-40 врезался в деревья, пролетел еще около 80 метров и рухнул на землю. Произошел сильный пожар. Прибывшие спасатели обнаружили в живых лишь второго пилота, но и он спустя несколько часов скончался в больнице. Погибли все: три члена экипажа и четверо пассажиров. На борту находились два авиатехника, направленные для обслуживания самолета в пункте назначения, и две женщины, сопровождавшие груз.
Причина авиакатастрофы редко бывает одна, это всегда совокупность разных факторов. В этом случае следственная комиссия установила, что катастрофа произошла из-за совокупности нарушений со стороны экипажа. Это и пренебрежение правилами подготовки — несмотря на сильный мороз, кабина не была прогрета, что ухудшало условия работы. Усталость и спешка — длительная рабочая смена и поспешные действия при рулении и подготовке к взлету привели к невнимательности. Критические ошибки в настройках — экипаж не выявил неправильную установку стабилизатора и барометрического давления на приборах.
Были отмечены также ошибки в пилотировании: это и преждевременный отрыв самолета от земли на низкой скорости, и уборка закрылков с недобором скорости, и потеря контроля за снижением в ночных условиях. В результате всего этого экипаж не смог вовремя распознать и предупредить опасную ситуацию, что привело к авиакатастрофе.
Напомним, что ошибки в установке барометрического давления на приборах и показаний высотомера уже в наше время привели к другой катастрофе. Именно это стало причиной гибели Ан-24 под Тындой 24 июля 2025 года. Самолет рухнул во время посадки в аэропорту. На борту находились 42 пассажира, в том числе 5 детей, а также 6 членов экипажа, все они погибли.