Примерное время чтения: 9 минут
597

Заёмщик поневоле. Как мошенники вгоняют в долги жителей Иркутской области?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. «АиФ в Восточной Сибири» 17/06/2020
Чтобы не попасть на удочку мошенников, никогда не разговаривайте с «сотрудником банка» по телефону.
Чтобы не попасть на удочку мошенников, никогда не разговаривайте с «сотрудником банка» по телефону. / Владислава Макарчук / АиФ

12 февраля в доме жительницы посёлка Бозой Марины Шубиной зазвонил телефон. Голос на другом конце провода представился сотрудником службы безопасности банка и огорошил тревожной вестью, мол, на вас, Марина Евгеньевна, неизвестные лица оформили кредит.

Звонившие настоятельно просили клиентку не обращаться в банк самостоятельно, объясняя это тем, что в организации проводят служебное расследование. Сибирячка ответила, что не намерена разговаривать с мошенниками. Но на этом история не закончилась.

«Сотрудник службы безопасности банка» стал «засыпать» женщину личной информаций: например, точно назвал остаток денег, лежащих у неё на карте, и сумму уже имеющегося кредита, который жительница Приангарья исправно выплачивала. Тут-то она и сдалась, поверив, что разговаривает с настоящим работником финансовой организации, и установила на телефон программу, которая якобы должна была защитить счета от мошенников. Дизайн программы полностью повторял интерфейс сайта банка, никаких подозрений у Марины Шубиной не возникло, и она ввела в это приложение свои личные данные.

Обман в кредит

Сначала на счёт женщины упала невиданная сумма – 1,7 млн руб., часть которой перекрыла старый кредит. Голос в трубке успокаивал: «Всё в порядке, пришли те деньги, которые в кредит взяли мошенники, теперь средства нужно просто вернуть банку и дело с концом». Прошло ещё какое-то время и сотни тысяч кредитных рублей стали «улетать» со счёта Марины. Несложно догадаться, что летели они совсем не в банк.

Только получив десяток смс с информацией о списаниях, женщина поняла, что её обманули.

Первым делом жительница обратилась в сам банк. Её интересовал вопрос: как финансовая организация смогла одобрить ей такой огромный кредит, если доход у клиентки (а она трудится медсестрой), мягко говоря, не самый высокий. Сумма, которую теперь Шубина должна каждый месяц выплачивать банкирам, всего на 6 тыс. руб. меньше её зарплаты. На это клиентка получила ответ: «Вы так исправно платили прошлый кредит, что сомнений в вашей порядочности не возникло». В банке также намекнули, что женщина сама дала доступ мошенникам к своим счетам, стало быть, и вина за произошедшее лежит на ней.

Марина Шубина обратилась в полицию, её отец Евгений Геннадьевич написал заявление в прокуратуру и Центробанк, рассказал о случившемся нашей редакции. Мужчина пытается стучаться во все двери, где могут помочь снять с дочери миллионный долг.

Как рассказал корреспонденту «АиФ в ВС» представитель ГУ МВД России по Иркутской области Герман Струглин, по факту преступления полиция возбудила уголовное дело по статье «Мошенничество», деталей расследования которого, конечно, раскрывать не стал.

Обращалось наше издание и в тот банк, которому женщина теперь должна кучу денег, но там навстречу «заёмщице поневоле» не идут, говорят, что провели настоящее служебное расследование и ошибок в работе сотрудников не нашли.

Адвокат Илья Старостин, который занимается делом Шубиной, подал иск к банку в суд. Он убеждён: с Марины можно снять обязанность гасить кредит, который она не брала.

«Судебная практика складывается таким образом, что чаще всего в подобных делах решения принимаются в пользу банков, однако ситуация Шубиной нестандартная. Меня смущают два момента: очень большая сумма кредита и невероятно быстрое решение о его одобрении. Люди годами не могут получить займы в несколько сотен тысяч рублей, а тут больше чем полтора миллиона дают за пять минут. Есть ещё один нюанс: по закону, клиент, который берёт кредит, должен обязательно подписать договор. Обычно к этой подписи приравнивается код, который заёмщик отправляет в виде смс, чтобы подтвердить своё намерение. Марина Шубина такой код не отправляла, а значит, кредитный договор не был заключён», – поясняет Старостин.

«Жонглёры»

Как говорят в полиции, число случаев мошенничества, когда аферисты берут на свою жертву кредит и похищают заёмные деньги, в регионе растёт. Только за пару недель мая правоохранители сообщили о двух новых таких фактах.

Одной из жертв стала жительница Усть-Кута, она теперь должна банку 140 тыс. руб. Схема была стандартная: женщине позвонил якобы сотрудник банка и сказал, что на сайте, через который все заказывают товары из Китая, произошёл «слив данных», мол, теперь аферисты владеют информацией о её счетах и пытаются оформить на неё кредит. Звонивший предложил сибирячке «дооформлять» займ, а потом аннулировать его, вернув деньги банку. В качестве доказательства того, что он действительно тот, за кого себя выдаёт, он прислал смс с номера банка.

«Также он знал все мои данные: мои ФИО и супруга, место, где я работаю, информацию о моей банковской карте, в том числе номер на обороте. За меня даже заполнили кредитную анкету, мне оставалось только зайти в приложение и подтвердить её. Я так и сделала. Деньги тут же упали на карту, и, конечно, моментально списались, но кредит так и остался висеть», – говорит потерпевшая жительница Усть-Кута.

Она отметила, что преступники, которые с ней общались, говорили очень быстро и грамотно, ловко «жонглировали» банковскими терминами, на фоне у них звучали шумы кол-центра. Всё это усыпило бдительность женщины.

Почти так же через несколько дней без заёмных денег осталась жительница Ангарска. Она теперь должна кредитной организации 150 тыс. руб., которые брать не собиралась. Более того, она и поверила мошенникам оттого, что очень сильно боялась стать должником. У 37-летней женщины во время разговора с «сотрудниками службы безопасности» просто началась паника.

«Я разговаривала с мошенниками целый час, притом в этот момент вокруг меня были знакомые. Они говорили мне: «Что ты делаешь?!», но я просто всех отталкивала. У меня была мысль, что я очень не хочу стать должником банка, и, как мне тогда казалось, делаю всё, чтобы этого не произошло, но в итоге – осталась с кредитом», – рассказала ангарчанка.

Комментарий

Кредитный юрист Игорь Льгов:

Чтобы не попасть на удочку мошенников, никогда не разговаривайте с «сотрудником банка» по телефону. Запомните: нет ни одной операции, которая требовала бы срочности и которую можно сделать только по звонку. Вам позвонили из банка, ФСБ, прокуратуры или администрации президента? Отлично! Кладем трубку и идём туда решать вопросы самостоятельно. Если вы начнёте общаться с этими людьми, они могут ввести вас в заблуждение, выманить данные. Настоящие сотрудники банков сами звонят клиентам редко и только в одном случае – предложить какой-то продукт, например, кредит.

Мало кто знает, но аферисты крадут деньги в основном с банковских карт. Если вы храните сбережения на счёте, то сделать это мошенникам гораздо сложнее: им сначала придётся перевести средства на карту, а уже оттуда их воровать. К тому же вклады страхуются. Так что если у вас есть большая сумма, не держите её на карте.

Что касается микрозаймов... Если дизентерия – это признак того, что вы руки плохо моете, то обращение в такие организации – признак плохой финансовой культуры. Лучше всего микрозаймы не брать вообще. Если случилась ситуация, что на вас повесили такой кредит, стоит написать в микрофинансовую организацию претензию о том, что подпись поддельная, а займ вы не брали. Часто на этой стадии всё и заканчивается: фирма пишет справку, что задолженности нет и посылает информацию в бюро кредитных историй. Если кредиторы этого не делают, то придётся доказывать, что вы не верблюд, через суд.

Ещё одна моя рекомендация: хотя бы раз в полгода делать выписку из бюро кредитных историй и проверять, не повесили ли на вас какой-нибудь кредит, о котором вы не знаете.

Личный опыт

Иркутянка Алина А.:

«Мы с мужем решились на покупку нового жилья, уже подобрали квартиру, внесли за неё задаток и отправились в банк – за ипотекой. У нас даже не было мысли, что что-то может пойти не так: оба работаем в крупных компаниях, получаем хорошую «белую» зарплату, никаких просрочек по кредитам не имеем. Каково же было наше удивление, когда несколько банков нам отказали. Стали выяснять причину и узнали, что на мне уже полгода висит микрозайм – якобы 15 января я заняла у московской фирмы 10 тыс. руб. К июню уже должна им 19 тыс. руб. Но я вообще никаких бумаг не подписывала и ни с какими фирмами не общалась!

Оказалось, «мой долг» уже перепродали коллекторам. От них пришло письмо, где объясняется, что лучше заплатить. Там была указана электронная почта, с которой я якобы оформила кредит, разумеется, не моя. Как я поняла, ни коллекторы, ни сама микрофинансовая организация вообще ничего не знали обо мне, кроме паспортных данных и адреса прописки, на который они и отправили письмо. У них даже моего номера телефона не было.

Позвонив в коллекторское агентство, я попала на мужчину, который разговаривал довольно пренебрежительно. На мои угрозы пойти в полицию дерзил: «Вы думаете, что-то докажете? Вам проще заплатить и забыть об этом». Не проще. Во-первых, я этих денег не брала, во-вторых, это никак не исправит мою кредитную историю, напрочь испорченную этим займом. Со мной теперь ни один приличный банк дел иметь не хочет. Я уже обратилась в полицию и намерена разбираться с этим и дальше».

Языком  цифр

За пять месяцев 2020 года жители Иркутской области отдали аферистам в общей сложности более 86 млн руб., это на 73% больше, чем за то же время в 2019-м. Число случаев мошенничества в Приангарье с использованием информационно-телекоммуникационных технологий выросло больше, чем вполовину. Полиция зарегистрировала уже 2,8 тыс. таких случаев. С начала года правоохранители раскрыли почти 500 подобных преступлений, это на 59 больше, чем годом ранее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах