Примерное время чтения: 4 минуты
1243

Лазейка в законе. Как хитрые предприниматели обманывают жителей Приангарья?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. «АиФ в Восточной Сибири» 20/03/2019
Жители часто жалуются на несоответствие стоимости в чеке и на ценнике.
Жители часто жалуются на несоответствие стоимости в чеке и на ценнике. / Кирилл Романов / АиФ

15 марта весь мир отметил День прав потребителей. С их соблюдением в Иркутской области до сих пор не всё гладко. Виноваты в этом как предприниматели, которые пытаются обхитрить наивных людей, так и сами потребители, которые обманываться рады.

Товар один, цены – две

Как рассказала «АиФ в ВС» начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Нина Астраханцева, в прошлом году ведомство получило чуть больше 2,7 тыс. обращений и жалоб от жителей. Это на 27% меньше, чем годом ранее, однако такие показатели вовсе не означают, что покупателей ничего не беспокоит. Они год от года становятся менее активными из-за непростого порядка подачи претензий. Прежде чем написать жалобу в Роспотребнадзор, недовольный гражданин должен обратиться с заявлением к продавцу или поставщику услуг. И только если бизнесмен бездействует или шлёт в ответ «отписки», можно жаловаться дальше.

Годы идут, а смысл претензий не меняется: люди до сих пор много жалуются на обвешивание в магазинах или, например, на несоответствие ценника и конечной стоимости продукта, отображённой в чеке. Как говорит Нина Астраханцева, такие нарушения очень сложно доказать: есть механизм проведения контрольной покупки, но он не всегда эффективен. Хорошо, если к своему обращению в ведомство покупатель приложит и ценник, и чек, сравнение которых наглядно обрисует нарушение.

Правда, не всегда продавцы готовы ценник отдать. С такой проблемой столкнулась иркутянка Дарья Турунова.

«На распродаже в одном из бутиков крупного бренда увидела симпатичную рубашку, – рассказывает девушка. – На этикетке было наклеено несколько ценников, последний из которых утверждал, что стоит изделие 599 рублей. Отстояла очередь в примерочную, потом – в кассу (на распродажу польстилось очень много покупателей), и уже рассчитываясь, узнала, что стоит товар в два раза дороже. Начала спорить с продавцом, просила продать мне изделие по той цене, которая указана, но девушка просто отклеила ценник от этикетки, сказав, что сотрудники магазина «просто не успели его поменять». Знаю, что это нарушение, но ушла не солоно хлебавши».

Кредитные страдания

Помимо классических есть и новые способы обхитрить потребителей. К примеру, в регионе заработали фирмы, которые обещают жителям помощь в получении кредита.

«Таких организаций развелось очень много, они на каждом углу – как булочные. Понятно, что обращаются к ним люди с определённой кредитной историей, они идут в надежде получить очередной заём, но получают в итоге… консультационные услуги по оформлению кредита. Это, как правило, чётко прописано в договоре, но многие подписывают его не читая. Такая услуга стоит от 5 до 10 тыс. рублей, хотя в любом банке консультацию можно получить бесплатно. Обманутые граждане обращаются в полицию, к нам, чтобы вернуть деньги. Правда, сделать это можно только через суд», – говорит Нина Астраханцева, добавляя, что в нынешнем марте суды всё-таки вернули таким горе-заёмщикам уплаченные 5 и 7 тыс. рублей.

Кстати, жители по-прежнему «ведутся» на похожую схему обмана, когда пытаются снять жильё: они приходят в фирмы, обещающие присылать им смс-сообщения с номерами арендодателей за 3,5-6 тыс. рублей. Однако зачастую вместо номеров реальных хозяев квартир получают липовые цифры. В Иркутске даже были случаи, когда такая фирма дала клиентам номер ритуального агентства и курорта.

Есть и обманы покрупнее. К примеру, один из банков в Приангарье взялся продавать жителям векселя торгово-финансовой компании стоимостью 800 тыс. рублей, однако в договоре не указывал, кто должен производить по этим документам выплаты.

«Когда люди приходили получать свои деньги и проценты, банк им отказывал. Мы проводили проверки в отношении финансовой организации и привлекли её к административной ответственности за обман потребителей. В январе Черемховский суд рассмотрел аналогичное дело, признал банк виновным и обязал его выплатить потребителю стоимость векселя», – рассказывает эксперт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах