Последнее слово в свете событий, происходящих в здешнем лесопромышленном комплексе, по мнению местных жителей, звучит как насмешка.
Город лесников лихорадит уже несколько месяцев, а если говорить более точно, то спокойная жизнь в Новой Игирме закончилась в конце 2008 года, когда на предприятия лесного комплекса пришёл новый собственник в лице «Транс-Сибирской лесной компании».
Менеджеры компании поначалу обещали новоигирминцам небо в алмазах - инвестиции в предприятия местного ЛПК, которые увеличат производство, создадут дополнительные рабочие места и увеличат налоговые отчисления в местные бюджеты.
Люди без будущего
Однако по истечении двух лет лесники увидели совершенно другую картину и, как говорится, на своей шкуре ощутили прелести чисто российского капитализма: Игирминский леспромхоз на сегодняшний день практически прекратил своё существование - в декабре 2009 года начата процедура его банкротства. Леспромхоз, который заготавливал до 1 млн кубометров древесины, с ноября 2009 года полностью остановил заготовку и разделку леса.
- Где это видано, чтобы в пик лесозаготовок вся техника стояла под снегом? - возмущаются работники. - Разве так можно поднять экономику района и региона? Специалисты есть, техника есть, причём вся в рабочем состоянии, сырьевая база есть, а работы нет.
- По заявлению собственника, озвученному генеральным директором «Транс-Сибирской лесной компании» Анатолием Якимовым, леспромхоз работает дедовскими методами, - говорит председатель профкома ЗАО «Игирминский комплексный леспромхоз» Василий Васильев, - поэтому хлыстовой вывозке леса пора уйти в историю, а на смену должны прийти новые технологии лесозаготовки и сортиментная вывозка.
Вместе с хлыстовой вывозкой, судя по действиям собственников, должно уйти в историю и предприятие «Игирминский комплексный леспромхоз» (а также строительная компания «СТС ЛТД»). Регулярные задержки заработной платы привели к тому, что на сегодняшний день эти долги составляют 27 миллионов рублей. Уже уволенным работникам не выплачиваются пособия и компенсации.
Кто кого «кошмарит»?
Лесозаготовитель Дмитрий П. обращался за помощью в редакцию «АиФ в ВС» осенью прошлого года: тогда задолженность по зарплате у него и его коллег составляла три месяца.
- После заявления в Госинспекцию по труду и массовой акции протеста долги нам по частям погасили, но с декабря прошлого годя и по сегодняшний день я опять не получил ни копейки, - говорит мужчина. - Хорошо, что хоть жена работает не в леспромхозе, но и у неё зарплата мизерная, она же бюджетница. На еду ещё хватает, а вот за квартиру уже платить нечем. Пришлось отказаться от занятий танцами семилетней дочери. Она плачет, просится, у них концерт должен быть, а мы ей говорим, что руководительница заболела. Стыдно ребёнку признаться, что денег нет…
А 1 апреля 2010 года «Игирминский комплексный леспромхоз» будет ликвидирован полностью. Без работы и средств к существованию останется около 1000 человек.
Нельзя сказать, что жители Новой Игирмы безучастно взирают на то, как вершат их судьбы, а сам город приходит в упадок. Неоднократно они обращались в правительство области и к губернатору региона с требованием, чтобы власть воздействовала на собственника. Последнее обращение провести совещание по проблемам лесопромышленного комплекса Новой Игирмы на уровне области датировано 15 февраля 2010 года.
- Однако власть на всех уровнях заявляет, что не имеет права вмешиваться в бизнес, а масла в огонь подливают и заявления руководства страны не «кошмарить» бизнес. Не знаю, кто «кошмарит» бизнесменов Транс-Сибирской лесной компании, но они точно «кошмарят» трудовые коллективы и их семьи, - констатирует председатель профсоюза ЗАО «Игирминский комплексный леспромхоз».
Комментарий:
Мэр Нижнеилимского района Семён Гендельман:
- Моё отношение к закрытию Игирминского КоЛПХ резко отрицательное. Главное то, что много людей лишается заработка, это вызывает социальную напряжённость в посёлке, ведь других рабочих мест в Новой Игирме нет. Негативные последствия будет иметь и сортиментная вывозка леса, на которую планируется перейти: во-первых, посёлок, в котором 2 тысячи домов отапливается печами, лишается дров, во-вторых - начнётся захламление лесов, так как отходы будут оставаться на делянах, в лучшем случае станут закапываться в землю. Естественно, обострится пожароопасная ситуация. Леса - это федеральная собственность, и заботиться об их охране должно государство. Получается, что частным компаниям дают право на вырубку леса, а что происходит дальше - никого не интересует, и государство в том числе. Вот это, я считаю, самое страшное. Учитывая те объёмы, которые заготавливает «Транс-Сибирская лесная компания», можно представить, сколько дров остаётся в нашем лесу. Лесовосстановительные работы не проводятся - есть только на бумаге. А лес восстанавливается очень долго: например, для реанимации нашего соснового бора требуется как минимум 150 лет.