На высоких антресолях мастерской - бывшей веранды - стоят рамы для будущих картин. Под потолком висит берестяное панно - первая работа художницы. На её создание женщину вдохновила мозаика в иркутском кинотеатре «Баргузин». Пахнет масляной краской, деревом и клеем.
Картины художницы из сибирского лесного посёлка сегодня можно увидеть в разных российских городах, а месяц назад женщина вернулась из Японии, куда она ездила с персональной выставкой «Сибирь, суровая и прекрасная». Буквально за пару недель до японской катастрофы работы Ларисы Дорош ещё выставлялись в Токио.
Маленькие картины, написанные маслом на берёсте, очень заинтересовали гостей выставки, родилась даже идея сделать художнице крупный заказ. Лариса Ивановна показывает архивную фотографию из поездки в Страну восходящего солнца: все японцы на ней стоят в берестяных ободках, сделанных руками русской мастерицы.
Сибирь затянула
В сибирскую глубинку Лариса Дорош приехала из Кишинёва. Рассказывает, что интерес к берёсте зародился ещё в родной Молдавии, но там с материалом было туго. «В Кишинёве берёз нет. Поэтому как-то раз, когда в школе мне понадобился берёзовый листок, одно-единственное дерево с трудом удалось найти в ботаническом саду», - вспоминает мастерица.
Путешествие в Сибирь началось с того, что сначала сюда на заработки отправились родители Ларисы Ивановны, а вскоре и она сама выбралась «на разведку» в Новую Игирму с восьмимесячным сыном Димой.
- Прожила несколько месяцев и подумала: неужели отсюда можно уехать насовсем? - вспоминает женщина.
В комнате её мамы, Валентины Васильевны, висит одна из первых картин дочери.
- Она написана ещё на холсте, в «доберестяные» времена, - рассказывает художница. Причём на этом холсте когда-то был портрет Ленина. На одной из выставок, где эта картина висела, произошёл забавный случай. Женщина с лозой в руках ходила по залам и «выявляла энергетику полотен». Она обошла все мои работы, рассказывала, какая хорошая от них идёт энергия. А потом, хотите - верьте, хотите - нет, остановилась напротив той, где закрашен Ленин, и говорит: «А вот эта картина - нехорошая!».
Сегодня большинство произведений сибирская художница пишет маслом по берёсте. От сочетания древесной коры и красок рождается очень необычный запах. А тёмные чёрточки на берёсте проглядывают из-под красок и напоминают то летний дождь, то рябь на озере.
«Природу не переиграть»
- Я никогда не стремлюсь переделать, переиграть природу, - делится художница. - Приклеиваю на основу кусок берёсты и просто пытаюсь разглядеть, что тут уже «нарисовано» до меня. Интереснее всего работать не с гладкой корой, а с той, где остались кусочки мха, пятна, наросты…
Мох на её картинах превращается в кусты, тёмные пятна - в пеньки, почерневшие весенние сугробы или макушки сосен… Лариса Дорош изображает все времена года, но самыми эффектными и объёмными кажутся зимние, где почти нет белых красок - вместо них - белая, кремовая и розоватая берёста. Все пейзажи в разные времена года написаны в окрестностях Новой Игирмы.
- В Японии очень удивлялись, когда увидели на моих картинах зелень и цветы - видимо, многие представляли Сибирь царством вечной зимы, - рассказывает Лариса Ивановна.
Целый ритуал - заготовка коры для будущих «исконно сибирских» картин. За «правильной», послушной берёзовой корой отправляться нужно непременно в мае, когда цветёт шиповник. Часть становится «холстом» для будущих картин, часть идёт на плетёные лукошки, салфетки и туеса.
В мастерской - два рабочих места, второе занимает японка Ито Томоко, приехавшая в Сибирь вместе с мужем-лесопромышленником. Она уже год постигает искусство плетения берестяных лукошек и салфеток.
- Многие мои подруги и соседки по посёлку тоже загорались и пробовали заняться берестяными туесами или плетением из полосок, - рассказывает Лариса Ивановна. - Плетение из готовых полосок всем кажется увлекательным. Но когда ученики узнают, что плотную берёсту предварительно нужно расщеплять, резать на тонкие полоски ножом, многие быстро «сдуваются».
А вот японская ученица лучше поладила с русским материалом, и сейчас её работы можно увидеть на сибирских выставках. Рядом с «тёплыми» картинами её учительницы.