«Если морозы опускаются ниже минус тридцати, то свет у нас есть на час дольше, - рассказывает житель села Аркадий Швецов, - а если ниже минус сорока - то на два».
Почти все безработные
Теперь с каждым днём электричество в доме Аркадия Никодимовича бывает всё реже. Растёт световой день, поэтому раньше отключают дизельный генератор. Между тем в одном Катангском районе (самом северном в Приангарье!) таких сёл с восьмичасовым электрическим освещением в день набралось девять.
- Электричество у нас есть с 7 до 11 утра и вечером, пока ещё - с шести до двенадцати. Так что если будете нам звонить, успевайте утром, пока таксофон не отключили, - рассказывает собеседник.
- А как же вы работаете без света?
- Да у нас почти все безработные. В школе четыре кочегара и работник, ещё три человека в лесхозе и два - в фельдшерско-акушерском пункте. В 1997-м «расформировали» ферму, теперь все промышляют охотой и рыбалкой. Даже скотину почти не держим: кормить нечем, да и с техникой - чтобы заготовить сено - проблемы.
В деревне из 50 с небольшим дворов вся жизнь сконцентрировалась вокруг здания школы, куда ходят 12 учеников. Ещё восемь - детсадовцы. Только благодаря школе в поселении вообще осталось электричество: именно её снабжает энергией аварийный дизельный генератор.
- Прежний, неаварийный, - продолжает дизелист Аркадий Никодимович, - сгорел полтора года назад, в ноябре 2008-го.
Резервную машину пришлось пять дней ждать из ближайшего (!) села Непа, что в двухстах километрах: «Можно было решить проблему и за сутки: тут в общей сложности не больше полутора часов лёта и погода позволяла. Про аварию стало известно в тот же день, по московскому радио объявили. Только к нам этот генератор доставили на пятые сутки, когда все трубы перемёрзли», - говорит Аркадий Швецов.
Техника умерла на пятые сутки
По иронии судьбы, работала долгожданная машина столько же времени, сколько и добиралась до сельчан. Через 55 моточасов - 5 дней - вышла из строя деталь, а её в деревне, вокруг которой в сотне километров нет никакого жилья, найти не так просто. «Дизель, видимо, был китайский и запчастей к нему не прислали, а откуда у нас возьмётся форсунка для него, когда даже крупы сюда завозят только по зимней дороге?» - сетует мужчина. Теперь заморский аппарат простаивает без дела, а электричество вырабатывает резервный, привезённый из той же Непы генератор.
По расчётам дизелиста, для деревни хватило бы генератора мощностью и 60 киловатт, а привезли на 100. Теперь выходит перерасход топлива, и чтобы растянуть горючее, свет приходится давать строго по расписанию: «Прошлым летом у нас из-за такой экономии электричество было по семь часов в день, скоро, видимо, опять на семичасовой график перейдём», - предполагает Аркадий Никодимович.
Странные цифры
Сорок лишних киловатт - цифры, о которых идёт речь - могут показаться смешными. Впрочем, несколько сотен километров, отделяющие город Иркутск от села Бур, производят с числами весьма странные метаморфозы. Там полтора часа лёта на вертолёте - это мало, а двенадцать учеников в школе - много, десятки изюбрей в год - пустяки, а тринадцать часов электричества в день - роскошь.
Наверное, и комментарий мэра Катангского района о том, что восьмичасовое электроснабжение для девяти сёл из-за проблем с топливом стало нормой с тех пор, как деревенские отказались от лучины, там - в сотнях километров отсюда - покажется само собой разумеющимся. Таким же естественным, как два соседних озера Ковер и Потёма и как голубика, которую летом можно собирать прямо за сенником. Тем более многолетним опытом уже доказано, что жить можно даже там, где свет по расписанию, продукты по праздникам и телефонная связь с большим миром по четыре часа в день.
Комментарии:
Виктор Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей администрации Иркутска:
Если речь идёт о жилых помещениях, то люди должны обеспечиваться электричеством непрерывно, 24 часа в сутки. Другое дело, когда произошли какие-то непреодолимые обстоятельства, например случилась авария. Но если электроснабжение постоянно ведётся в таком режиме… на мой взгляд, здесь уже правонарушение, и потребители вправе требовать, чтобы его восстановили. У нас есть федеральное постановление «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», там прописано, что электроснабжение должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение года.
Сергей Юрьев, начальник иркутского территориального отдела по надзору за электрическими установками и сетями потребителями:
Несомненно, перед нами нарушение: плановые отключения у нас можно проводить не более 72 часов в году, веерные - запрещены. Если такое происходит и жители получают электричество не 24 часа в сутки, как это положено, то они в произвольной форме могут написать нам письмо, по факту будет организована проверка.
Галина Головченко, мэр Катангского района:
- Ситуация не новая, восьмичасовое электроснабжение у нас во всех малых сёлах района: Бур, Непа, Токма, Ика… всего их девять. Такое положение существует с того момента, как в этих сёлах вообще перестали жить при лучине. В них нет больниц, нет других социальных объектов, где положено круглосуточное освещение. Там есть печное отопление, поэтому угрозы отключение электроснабжения для жителей не представляет.
Тысячи жителей Владивостока остались без света
Волки запугали набегами жителей сибирских деревень
Про деревню Ику, а также русский авось, бездорожье и забытых людей