Дублирование маршрутов в Иркутске, нерентабельность некоторых направлений, отсутствие должного регулирования перевозок. Это лишь часть проблем, которые обсудили на депутатском часе в рамках 11-й сессии Законодательного собрания региона. Он был посвящён проблеме пассажирских перевозок. Подробности в материале irk.aif.ru.
Всё решим к 2033 году?
«Хочется понять, что было сделано за это время для комфорта и безопасности пассажиров за год, — говорит спикер регионального парламента Александр Ведерников. — А поскольку начался дачный сезон, особое внимание нужно уделить и садоводческим маршрутам. Скоро минтранс предоставит документ по транспортному планированию. Из-за его отсутствия мы не смогли получить федеральные субсидии на обновление автопарка. Беспокоит и отсутствие регулирования маршрутов. В Приангарье из 350 маршрутов регулируется лишь 20, это чуть больше 5%.
По словам главы минтранса Иркутской области Максима Лобанова, есть три основных фактора, необходимых для повышения качества обслуживания. Это совершенствование маршрутной сети, обновление подвижного состава и приоритет общественного транспорта на дорогах. Решить все поставленные в документе задачи предстоит до 2033 года.
Что же касается садоводческих маршрутов, то всего по области их 95, и работают они в 14 районах региона. На обеспечение перевозок по этим направлениям в текущем году выделили субсидию в размере 74 миллионов рублей. При этом 95% пассажиров дачных автобусов — это льготники.
Всё завязано на центре
Как рассказал заместитель мэра Иркутского района по жизнеобеспечению Юрий Витер, в районе находится более 500 СНТ, в которых летом находится 250 тысяч человек, и большая часть из них — это жители областного центра. Три СНТ не имеют доступа к дачным автобусам из-за неудовлетворительного состояния дорог.
«В Иркутском районе около трети дорог на подъездах к садоводствам находятся на землях лесного фонда, — отмечает он. — Необходимо принять во внимание перспективы их капремонта, для чего их нужно перевести в муниципальную собственность».
Вице-мэр Иркутска Андрей Южаков рассказал о проблеме транспортной загруженности областного центра. Ежедневно в городе курсирует порядка тысячи единиц общественного транспорта — в том числе межмуниципальные и садоводческие маршруты. Это добавляет нагрузки на дорожную сеть и создаёт конкуренцию.
«Мы понимаем, что большое количество транспорта в Иркутске создаёт проблему пробок в час пик, — добавляет вице-мэр. — При этом, многие межмуниципальные маршруты по большей части „дублируют“ городские. Все автостанции тоже находятся в черте города, и транспорт съезжается к ним через центр. Мы видим решение проблемы в ограничении въезда межмуниципальных автобусов в город и создание пересадочных узлов».
Виноваты не только перевозчики
Депутат ЗС Дмитрий Ружников уточнил, будут ли разрабатывать дотационные механизмы для садоводческих маршрутов?
«Это важнейшая часть фундаментального подхода к развитию транспортной системы региона, — отметил Максим Лобанов. — На перспективу мы планируем сделать дачные автобусы круглогодичными. Кстати, в законодательстве нет понятия нерегулярных пассажирских перевозок».
Депутат Антон Малышев обратил внимание на проблему в Смоленском МО, где перевозчик повысил стоимость проезда с 50 до 80 рублей. Министр рассказал, что уже запланирована встреча, на которой обсудят регулирование тарифа.
Депутат Валерий Ус спросил, сколько дорог в регионе в норме, и безопасно ли выпускать на них новые автобусы. По словам главы минтранса, в нормативном состоянии находятся 38% дорог.
Депутат Денис Ягодзинский попросил включить в критерии системы транспортного планирования согласование решений с муниципалитетами.
Депутат Фёдор Саломатов рассказал о проблеме недобросовестных перевозчиков, которые выпускают мало автобусов на линию или не выпускают вовсе.
«Что касается дублирующих маршрутов, показателен пример Шелехова: едущие туда автобусы охватывают и центр города, и Синюшку, и Луговое, и часть Иркутского района, — говорит он. Возможно, стоит разработать аналогичный муниципальный маршрут или даже пустить туда электротранспорт».
Александр Ведерников подчеркнул, что винить в сложившейся ситуации в транспортной системе региона одних только недобросовестных перевозчиков неправильно.
«Когда министерство распределяет маршруты, перевозчикам дают несколько выгодных и в довесок — невыгодный, — говорит он. — Получается, мы вынуждаем их работать себе в убыток? Субсидирования неприбыльных направлений нет, и жители населённых пунктов, куда ездить нерентабнельно, оказываются брошенными. В других же регионах дотируют 40-50% маршрутов, есть субсидии для муниципалитетов. Давайте сначала выстроим честную открытую систему, а потом будем требовать от перевозчиков соблюдения правил игры».