Качество школьного образования интересует всех граждан России, поскольку каждый либо ходит в школу сам, либо к ней готовится, либо имеет детей или внуков-школьников. И этот аспект жизни каждого россиянина, в партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» считается наиглавнейшим в устройстве жизни общества и страны. Именно этой теме была посвящена пресс-конференция, которую провели члены партии в Иркутске.
Учить по своим правилам
Члены партии уверены, что современное школьное образование в России требует незамедлительных изменений, а вернее прогрессивных новаций, основывающихся на базовых принципах советской образовательной системы.
Как рассказал секретарь Президиума Центрального совета партии по вопросам просвещения и образования Александр Казаков, именно советское образование признавалось даже врагами СССР лучшим, но за 30 лет оказалось разрушено до основания.
- Принципы сегодняшнего образование были сформулированы и разработаны в конце 90-х годов сотрудниками Всемирного банка при поддержке фонда Сорроса и правительства нескольких стран. Сомневаюсь, что в условиях глобальной конкуренции зарубежные партнёры будут помогать России стать лучше и выиграть в этой конкурентной борьбе, - говорит Александр Юрьевич. – Позже Россия вступила в Болонскую систему, и с тех пор нам оттуда задают иностранные стандарты и потом проверяют, насколько хорошо мы это выполняем. Это называется внешнее управление, а значит, наша система образования не суверенна.
Его коллега по партии, депутат Народного Хурала Республики Бурятия, заслуженный работник образования Оксана Бухольцева отмечает, что пришедший из тех же иностранных документов ЕГЭ тормозит реальный образовательный процесс и попросту отнимает полезное время учеников на никому не нужные перестраховки.
- Нормальное образование базируется на установленных нормах, где не допускаются отступления от учебного плана, - говорит Оксана Васильевна. - Сегодня же подготовка к ЕГЭ, как, кстати, и ВПР, отбирает от запланированных уроков значительную часть, и в итоге на курс, например, географии, рассчитанный на 34 часа в год, приходится по факту максимум 20.
Оксана Васильевна уточняет, что если посмотреть весь курс обучения в школе, то он, по сути, из 10-летнего советского, с учётом выброшенных на ЕГЭ двух лет, превратился в 9-летий. Система отобрала у детей право спокойно учиться, постигать науки и получать знания.
- Именно поэтому в итоге мы получаем низкое качество образования. ЕГЭ тормозит и наше образование, и развитие страны, - подчёркивает Бухольцева. - Многие миллиарды идут на безопасность: приобретение видеокамер, печать материалов, зарплаты наблюдателей, металлоискатели. Если все эти средства пустить на обучающий процесс, было бы намного полезнее для детей. А сейчас деньги вместо повышения квалификации учителей или методической помощи педагогам направляют на контроль качества обучения. Эти контролирующие центры получают в десять раз большее финансирование, чем центры, которые должны помогать учителям. И виной всему я вижу ЕГЭ, который приводит лишь к моральной усталости учителей, их профессиональному выгоранию и нелюбви ребёнка к школе, боязни всех контрольных, экзаменов и проверок.
Вернуть кружки в школы
Оксана Васильевна также уверена, что полноценное образование ребёнок может получить только при совмещении классических уроков, кружков и секций:
- Дополнительное образование даёт ребёнку возможность закрепить полученные знания, например, прошёл тему реактивное движение и тут же в кружке авиамоделирования запустил ракету. И так у нас и было, но сейчас всё допобразование выведено из школы. В Бурятии, к примеру, 472 школы, на которые приходится 120 учреждений дополнительного образования. На 1200 учеников школы ставят только один 3D принтер, или всего 12 компьютеров. А на западе на территории школы размещают вплоть до мини-автопокрасочных комплексов, где ребёнок пробует свои навыки.
Кроме этого, считают справедливороссы, иностранные догмы, по которым все педагогические вузы в России должны быть уничтожены, и что сейчас уже благополучно завершается в нашей стране, уже привело к катастрофической нехватке кадров. Строящиеся школы грозят оказаться пустыми просто потому, что в них некому будет преподавать. В партии убеждены, что учителя кроме предмета должны изучать педагогику и психологию, а это невозможно сделать в неспециализированных вузах.
По мнению председателя Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» Ларисы Егоровой, ситуация усугубилась, когда образование приравняли к услуге, а учителей фактически - к обслуживающем персоналу.
- Сегодня уважения к учителю нет, главным в школе стал не он, а ученик. Это необходимо менять, - уверена Лариса Игоревна.
Демократии в классе не место
В партии знают, что при желании Россия сможет вернуть прежнюю школу и сейчас. Тем более что в истории нашей страны такой опыт уже имеется.
- В подобном положении наше образование уже было - после революции вся система была разрушена троцкистами за 10 лет, а затем за 10 лет восстановлена при Сталине, и ещё через двадцать лет наша страна полетела в космос, - напомнил Александр Казаков. – Нам сейчас для того, чтобы ситуацию исправить и вернуть нормальное образование, нужно семь лет и два инструмента. Первый - исполнительная власть в лице объединённого вновь министерства образования, вместо сегодняшних просвещения и науки. Второй – бюджет этого министерства при ликвидации Рособрнадзора, а также восстановление деятельности педагогических институтов. Также России незамедлительно необходимо выйти из Болонской системы и начать работу по восстановлению собственных стандартов образования, чтобы по ним учить новое поколение.
При этом первым указом объединённого Минобразования справедливороссы намерены отменить демократию в школе.
- Демократия в школе, это как демократия в армии - в конце концов, солдаты начинают голосовать за то, идти в атаку или нет, - говорит Казаков. – Сегодня из трёх главных участников школы - учителя, администрации и ученика, главным, как ни парадоксально, является ученик. Это привело к тому, что начали даже разрабатывать закон о защите учителя от ученика. Мы же предлагаем перевести учителей в ранг госслужащих, ведь педагог выполняет государственную задачу – готовит будущее всей страны, и статус госслужащего даст ему соответствующую зарплату, пенсию и защиту.
Одна страна, один учебник
А для упрощения процесса справедливороссы предлагают вернуться к единому образовательному пространству для всей страны, с отказом от многочисленных вариантов учебников по предметам и организацией одинаковых условий обучения для всех школьников, вне зависимости от их места жительства.
- Мы видим сегодня, в каком состоянии находятся школы, расположенные не в региональных или районных центрах, а в глубинке, - говорит Лариса Егорова. – Там тазики подставляет под течь с крыши, а об интерактивных досках только мечтают. То есть сами школы и учителя находятся в разных условиях. Также необходимо устранить анархию с учебниками. Ведь только вариантов пособий по истории в школах Росси 140, это больше, чем регионов. А должно быть единое образовательное пространство.
Кроме этого одним из первых шагов при восстановлении нормального образовательного процесса члены партии видят выведение из школы политики, в любом её проявлении, в том числе ликвидация избирательных участков на территории образовательных учреждений и исключение учителя из выборных процессов, что сегодня практикуется повсеместно.
- Мы уже начли реализацию своих планов, - говорит Александр Казаков. – Так, сегодня наша фракция в Госдуме работает над установкой, так называемых, заглушек, чтобы ситуация не деградировала. Например, в мае партия предложила законопроект, центральная мысль которого заключается в том, что дистанционное образование исключили из средней школы в любом случае, кроме чрезвычайных ситуаций.
В основе системы образования, по его мнению, должен лежать ответ на вопрос, кого мы хотим получить. И это не должны быть варианты, провозглашённые теперь уже бывшими министрами образования России, по которым, в одном случае школа должна выпускать «образованного потребителя», а в другом - «не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии».
- По нашему убеждению, это должен быть образованный патриот, который владеет основами наук, научен саморазвитию, самообразованию и творческим подходам, - резюмировал Казаков.
Оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области.