Музей – слово, вызывающее у многих из нас мыли о тоскливой древности, невообразимую скуку и необоримое желание зевнуть. В действительности, современный музей – это не место, где история пылится, а место, где она оживает.
Не увидеть, а прочувствовать
В усадьбе Волконских знакомство с историей и домом открывают сами хозяева: небольшое светотехническое устройство проецирует на входе тени Марии и Сергея Волконских и их детей - Михаила и Елены. Мы можем видеть, как силуэты по-хозяйски взбираются по парадной лестнице, танцуют, читают друг другу книги.
- Мы подумали, что такое решение будет для музея очень удачным, - говорит научный сотрудник Анна Туревич, - это создает впечатление, что посетителей действительно встречают сами хозяева дома. К тому же, театр теней был очень модным в 19 веке.
Любителей классической музыки радует такой необычный предмет, как электронный пюпитр. Благодаря ему можно насладиться тремя произведениями, которые были записаны на рояле «Лихтенталь», принадлежавшем княгине Волконской.
- Цифровой век требует обновлений даже в музее, ведь молодежь хочет не просто видеть хранилище ценных предметов, она хочет прочувствовать их, - делится мыслями Анна. - Ещё я думаю, что, прибегая к новым решениям и цифровым технологиям, важно следить, чтобы они не нарушили общий образ экспозиции, а гармонично вписывались в обстановку.
«Полезная» площадь
- Такое решение было продиктовано не столько желанием кого-то удивить, сколько суровой необходимостью. Например, дом Волконских всегда был мемориальным объектом, и всё там представлено так, как это было во время исторических хозяев. А на усадьбу Трубецких легла огромная информационная нагрузка: нужно было рассказать о причинах возникновения тайного общества, событиях 14 декабря 1825 года, осуждении декабристов, их дороге из Петербурга в Сибирь, жизни на каторге. Если бы мы не обратились к мультимедийным системам, у нас просто не получилось бы поместить в такое небольшое пространство настолько большой блок информации.
Пространство, кстати, в доме Трубецких используют максимально полезно. Даже некоторые окна здесь поменяли на цифровые, поэтому, вместо современной улицы Дзержинского, например, в таком окне видны и картины дворянской жизни, и восстание на Сенатской площади. Всё это непрерывно сопровождается музыкой и позволяет настроить посетителей на определенную историческую тему, погрузить его в атмосферу того времени. Цифровые окна обрамлены массивными занавесками и прикрыты полупрозрачным тюлем - словно события витают в «дымке времени», как говорит Игорь.
В музее можно встретить несколько подобных «телевизоров» - все они аккуратно «спрятаны» в багет, чтобы не выбивались из общей обстановки. Весь видеоконтент подготовлен одной из сотрудниц - Марией Кильчевской.
По следам декабристов
Пожалуй, главная находка - интерактивный экран, демонстрирующий дорогу декабристов из Петербурга в Сибирь. Если раньше можно было только слышать, как они проделали 6 тысяч верст, то теперь это можно увидеть. Во время движения на экране появляются гербы городов, через которые провозили восставших.
А в пару кликов по карте можно получить сведения о том, где они отбывали каторгу и селились. У этого экрана гораздо больше возможностей, чем используется на данный момент. В него предстоит «залить» ещё много информации и фотографий, а также перевести контент на английский язык.
По соседству с интерактивным экраном работает проектор, который крутит видеоролик на тему «Дорога в Сибирь»: мы видим, как сам император рассматривает карту сквозь увеличительное стекло и скрупулезно выбирает, куда направить каторжников.
Многое в экспозиции сделано символично и образно. Например, глянув в тюремный глазок камеры, можно увидеть портреты первых двух женщин, последовавших за своими мужьями - княгинь Волконской и Трубецкой. Сами декабристы называли их «ангелами-хранителями».
В доме-музее Трубецких также представлено два «зеркала». Оба демонстрируют художественные работы декабриста Николая Бестужева. В одном «отражаются» жёны, верно последовавшие за своими мужьями, а во втором можно увидеть 77 портретов декабристов, выполненных Бестужевым. Если бы не он, мы бы даже не знали, как выглядели многие из этих людей.