231

Ручное управление. Сергей Шишкин о судьбе Конституции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «АиФ в Восточной Сибири» 17/12/2014
Еще год назад суверенитет итерриториальная целостность государства для многих были абстрактными понятиями.
Еще год назад суверенитет итерриториальная целостность государства для многих были абстрактными понятиями. © / www.russianlook.com

В очередную годовщину празднования Дня Конституции мы поинтересовались у Сергея Шишкина, каковы сегодня основные тенденции в развитии российского общества и что ждёт непосредственно Иркутскую область в году наступающем.

Ольга Андреева, «АиФ»: - Сергей Иванович, за 21 год с момента создания Конституции изменилось ли в нашем обществе отношение к Основному закону государства?

Сергей Шишкин

- Это вообще очень интересный вопрос - о генезисе судьбы Конституции как Основного закона государства. Владимир Ильич Ленин когда-то написал, что законы о выборах и конституционный закон отражают реальное состояние сил в классовой борьбе. А классовая борьба - это как раз состояние общества, политические и экономические мейнстримы и экстримы. И это влияет на жизнь закона. Ещё год назад суверенитет и территориальная целостность государства - основные конституционные ценности - для многих были абстрактным понятием. Но внешний политический контур заштормило, и они сразу приобрели характер реальной политико-правовой позиции для выстраивания отношений с остальным миром. И поэтому я понимаю президента, который начинает на эти темы размышлять не абстрактно, как я - профессор университета - могу себе позволить, а конкретно. И в этом смысле Путин, конечно, исторический деятель. Впервые за президента нашего государства не стыдно. Я с чем-то могу соглашаться или нет, но он внятен и логичен. Он историчен. И за живость нашей Конституции я не беспокоюсь, пока у нас президент Путин.

- Устав Иркутской области - это мини-конституция нашего региона. А в будущем году у нас будет сформирован и свой Конституционный суд - Уставной. Для большинства жителей региона структура непонятная и ненужная. Вы же приветствуете его создание, хотя вполне могли учредить ещё 12 лет назад, будучи вице-спикером ЗС по правовым вопросам.

- В 2002 году я выступал категорически против Уставного суда, считая, что все вопросы мы могли решать в судах общей юрисдикции, что, собственно, и делали. Мало того, я закрыл Уставную палату Иркутской области, которая работала у нас три года в конце 1990-х - прообраз Уставного суда, с одной лишь разницей: её решения палаты, в отличие судебных, носили рекомендательный характер.

- И что изменилось?

- Наблюдая за функционированием исполнительной и законодательной власти, за социально-экономическими процессами, которые проистекают в стране, я считаю, что сегодня утверждается режим «милитари». Вопросы зачастую принимаются в оперативном порядке, установлен режим ручного управления. В этой связи конфликтность возрастает, причём конфликтность внутри госструктур. Но внешний фон - внешним фоном. Есть ещё внутренний фон - Иркутская область. И я вижу, что тут тоже простоты нет. В 2013 году мы избрали Законодательное собрание, причесали его по образу и подобию и сегодня там вдруг начали петарды рваться. Почему? Потому что мы можем выбрить голову до состояния бильярдного шара, но через некоторое время всё равно начнут топорщиться волоски. Это естественно, такова природа политических процессов. А уж нашу публику мы все знаем. Всех причесать под одну гребёнку невозможно. Да, самое главное, не нужно. В этой связи Уставной суд будет «профилактировать» ту самую конфликтность региональных органов власти.

Досье:
Сергей Шишкин родился в Черемхово в 1957 году. Профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ. В 2002 году был председателем Законодательного собрания. В июле 2014-го избран председателем Общественной палаты Иркутска.

- Каким образом?

- В основном прерогатива суда - спор о компетенциях. Если рассуждать абстрактно - «забодались», например, губернатор и Законодательное собрание. Сейчас эти конфликты разрешаются вне правовой сферы, где-то под ковром консенсус ищут. Мы этого не отменим, это было и будет всегда. Но в таких принципиальных спорах часто большое значение, а может быть - решающее, имеет правовая составляющая. Это же не спор личностного характера.

Надо понимать, что Уставный суд - это не административная дубина в руках губернатора против спикера или в руках спикера против губернатора, или их двоих против мэров. Это не уголовно-правовая оценка, это спор о компетенции. Президент на встрече в Конституционном суде подчеркнул, что решения Конституционного суда должны безоговорочно исполняться всеми, кого касаются эти решения. Тот же самый принцип должен быть заложен в отношении решений Уставного суда Иркутской области. От этого напрямую будет зависеть его авторитет.

- Один из самых обсуждаемых вопросов сегодняшнего дня - введение в Иркутске института сити-менеджера. И вы уже высказывались «за». Объясните свою позицию.

- Ещё в 1928 году публицист и общественный деятель Лев Велихов написал книгу «Основы городского хозяйства» и коснулся темы сити-менеджера и прямых выборов. В ней он говорит, что всё зависит от состояния элит и от того, есть или нет явный лидер в городе. Если он есть - объявляйте прямые выборы. Если такого человека нет, пусть лучше будет разделение полномочий.

Федеральное законодательство предусматривает два модели управления городским округом - либо прямые выборы, либо введение института сити-менеджера. И я считаю, что это не два альтернативных варианта, а равновеликие вариации на одну и ту же тему. Нет у нас сегодня идеального способа формирования исполнительно-распорядительной власти как в одном варианте, так и в другом.

Когда в основе голосования заложен протест, а в Иркутске протестные настроения сильны, этот принцип в какой-то мере контрпродуктивен. Мы не хотим кого-то, а взамен выдвигаем кого-то, только лишь бы не этого. Логика от обратного имеет дефект в том смысле, что человек может нам быть люб, но это не значит, что он более пригоден. В муниципальной сфере такой способ выбора власти опасен и неправилен.

- Всё бы хорошо, но в Усолье-Сибирском и Братске институт сити-менеджеров не оправдал себя. Этого же нельзя отрицать.

- Давайте посмотрим, как появился институт сити-менеджеров в этих городах. В Усолье он возник тогда, когда за решёткой оказался мэр города Евгений Кустос. То же самое случилось в Братске, когда посадили Константина Серова. Муниципальное право выросло из права уголовного. До сегодняшнего дня мы формировали институт сити-менеджера в Иркутской области на фоне форс-мажорных обстоятельств. Депутаты дум были тесно связаны с ушедшими мэрами, и конфликтность этой среды была заложена изначально. Любой сити-менеджер очень сложно ладил с председателем думы. Там стартовали с минуса. В Иркутске же мы стартуем с нуля.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах