Николаю Александровичу даже и не дашь 90 лет. Нас встретил бодрый, с отличным чувством юмора пожилой мужчина. Про войну, как и многие ветераны, он вспоминает неохотно, скупыми фразами, и лишь постепенно перед нами начинает разворачиваться картина того времени.
Железную дорогу сменил на авиацию
Когда началась война, Николаю было 17 лет. В Вологодской области, откуда он родом, в армию брали только с 18 лет (впрочем, как и везде), поэтому Николая завернули: мол, ещё не дорос. Но желание воевать было сильнее запретов, и приписав себе нужный возраст, храбрый юнец всё равно попал на фронт. Но сначала были жёсткие учения.
- А мне к трудностям было не привыкать, - вспоминает фронтовик. - Я же после седьмого класса пошёл на железную дорогу - учеником слесаря в депо, а потом и диспетчером, паровозы готовил в путь. Кто работал на железной дороге, тот знает, насколько это тяжёлый и ответственный труд. Поэтому когда в военкомате спросили, кто хочет в авиацию, я сразу поднял руку: захотелось попробовать себя и в воздухе.
Так юный Николай оказался в Иркутском авиационном училище. Здесь доброволец всего за 11 месяцев получил специальность авиамеханика. Чтобы за такой короткий срок овладеть всеми азами непростого ремесла, ему пришлось заниматься по 12 часов каждый день. Но сумасшедшие нагрузки были «мелочью жизни» по сравнению с большим желанием защищать страну от фашистов. Целеустремлённого парня в числе таких же юных добровольцев отправили сразу же под Ленинград, где в то время шли самые ожесточённые бои. Николай готовил и проверял самолёты (как авиатехник Быков из фильма «В бой идут одни старики»), которые должны были быть всегда в боевой готовности. Но этим его служба не ограничивалась: на передовой беспощадная война самыми первыми забирала стрелков-радистов, поэтому Мясников тоже летал на Ил-2 и как стрелок участвовал в воздушных схватках.
Через месяц их боевой отряд отправили освобождать от фашистов прибалтийские города.
- Там при бомбёжке я получил ранение, - кратко и неохотно погружается в воспоминания Николай Александрович, - ведь обстрелы были страшные. Но ранение - пустяк, по сравнению с тем, что чувствуешь, когда от тебя зависит жизнь другого человека. Тогда в 44-м году наша эскадрилья вела бои на территории Литвы и один из наших истребителей получил сильные повреждения. Лётчик приземлился на нейтральной полосе, и его надо было срочно вызволять, ведь раненый, он вряд ли самостоятельно добрался до своих. С тяжёлой металлической цепью, чтобы с её помощью на тракторе вытянуть самолёт, я пополз к товарищу. Шла ожесточённая перестрелка, и от автоматных очередей ночью было светло как днём. Признаюсь, страху натерпелся жуткого, но приказ есть приказ, да и от меня зависела жизнь моего товарища. С задачей я справился, самолёт вытянули, а раненого отправили в госпиталь.
И на войне была любовь…
С улыбкой ветеран войны воспоминает о женских спецполках.
- Там и техники, и механики, и лётчики - все женщины. Они воевали наравне с мужчинами, и такая же ответственность на них была, как и на нас. Они сбивали вражеские самолёты, ходили в разведку, выполняли все задания командира. Когда наши места дислокации оказывались рядом и выпадало свободное время, ходили в гости друг к другу. Хоть ненадолго забыв о войне, мы веселились, как и полагается всем молодым: пели песни, танцевали. Кстати, в фильме "В бой идут одни старики" есть доля правды. Несмотря на страшное время, люди влюблялись, и это становилось большим стимулом и буквально вторым дыханием - дойти до конца, победить любой ценой. Парни и девушки познакомившись на войне, вместе воевали, берегли и заботились друг о друге. Потом уже, после её окончания как семьи уезжали вместе. Трагедии, конечно, случались, ведь война полна разрушений и лишений, но в предверии 8 Марта об этом говорить не хочется.
Война - это постоянный страх, так говорят многие ветераны, вот и наш герой соглашается:
- Особенно страшно, когда на нас сбрасывали бомбы. На аэродромах не было глубоких рвов, и приходилось прятаться в наспех вырытых канавках. Всё кругом взлетает, а ты просто сидишь, прикрыв в голову руками, и не знаешь, останешься ли в живых.
Но Николаю Александровичу повезло, за все годы войны он получил лишь одно ранение.
Мирная жизнь началась в 46-м
Боевая часть, в которой служил Мясников, освободила от врагов три прибалтийские республики. Когда дошли до Кёнингсберга, узнали, что война закончилась - наши победили! Этот волнующий момент ветеран помнит очень хорошо:
- Столько радости было, кругом все кричали и плакали, совсем незнакомые люди обнимались с друг другом, стреляли в воздух, кидали в воздух шапки, кругом звучали музыка и песни, даже и не верилось, что война закончилась.
Казалось бы, все невзгоды уже позади, можно начинать и мирную жизнь на гражданке. Но военных так просто не отпустили: после победы Николаю Александровичу пришлось повоевать в Западной Украине, в лесах которой прятались бандеровцы.
В 1946 году пришёл приказ Сталина - демобилизовать всех железнодорожников ведущих специальностей. Так Николай попал на станцию «Военный городок» в Иркутской области. Отсюда и начался его мирный трудовой путь работника железной дороги: с простого дежурного он дослужился до старшего инженера грузовой службы. У Николая Александровича множество орденов, медалей и почётных грамот - как военного, так и мирного времени.
Редакция «АиФ в ВС» от всей души благодарит ветерана войны и заслуженного работника ВСЖД Николая Александровича Мясникова за ратный подвиг, за мирное небо над головой и желает крепкого здоровья и долгих лет жизни.