В этом номере мы завершаем публикацию писем об учителях. Спасибо читателям «АиФ в ВС», которые прислали в редакцию свои воспоминания. верим, что они поддержат всех, кто выбрал этот нелёгкий профессиональный путь.
«Я знаю многое, но не всё»
Хочу низко-низко поклониться своему другу - учителю анатомии Ангарского государственного педагогического колледжа Вовченко Юлии Фёдоровне.
Мы познакомились 1 сентября 1990 года на первом уроке анатомии, который вычитывался студентам дошкольного отделения. На занятиях мы детально разбирали «жизнедеятельность» каждой клеточки, каждого органа, каждой системы и человека, в целом. Не просто заучивали и зазубривали, а буквально на себе всё показывали: сгибали-разгибали руки, приседали, наклонялись, считали пульс, наблюдали своё состояние. Это вспоминается до сих пор.
Любимая фраза Юлии Фёдоровны была и остаётся по сей день: «Я знаю много, но не всё». Мы несли заметки из журналов, газет, копались в библиотеке, находили нам неизвестное, делились с учителем, вместе разбирали наши «ископаемые». Какая радость была узнавать новое, делить эту радость с учителем.
Наташа Дудакова
«Не перестаю восхищаться!»
На этом судьбоносном уроке Елена Иннокентьевна Мойсеева пригласила нас в путешествие в страну «Русский язык». Мы всем классом с огромным удовольствием отправились за новыми знаниями. Переживая трудности, шли вперёд, потому что всегда чувствовали сильную поддержку Учителя. Елена Иннокентьевна была настолько влюблена в свою профессию, в свой предмет, что мы просто не смогли не «заразиться» этой любовью. Уже в пятом классе я твёрдо решила, что стану учителем русского языка и литературы. Благодаря полученным знаниям, после школы я с лёгкостью поступила в ИГПУ.
Вы знаете, а ведь я до сих пор не вернулась из этого путешествия. Вот уже 6-й год работаю учителем русского языка и литературы. Я не перестаю восхищаться нашим могучим языком.
Ксения Ежова, Усть-Илимский район, с. Подъеланка
Дорогой Фёдор Филиппович
В первый класс школы №3 я пришла уже после нового года, когда родители из районного центра переехали в Шелехов. Стала 43 учеником первого «Д». Детей в классе было так много, что когда никто не болел, некоторые сидели по три человека за партой.
Учитель - лысеющий пожилой человек в очках сначала вызвал некоторую оторопь, я и не догадывалась, что учителями могут быть мужчины, даже дедушки. Потом освоилась, и мы подружились.
Фёдор Филиппович Ямушев был фронтовик, простого крестьянского склада. Иногда управлять такой многоголовой и шумной толпой, как наш класс, ему помогала указка. Но никто никогда не обижался на нашего учителя за порой непедагогические методы воспитания. На переменах и после уроков мы облепляли Фёдора Филипповича, как пчёлы. Висели по два-три человека на каждой руке, пытаясь обратить на себя его внимание.
А как он занимался с нами фотоделом! В маленькой каморке, словно у папы Карло, под лестницей в школе у него была оборудована фотолаборатория. Многие ребята, познав у Фёдора Филипповича азы фотографии, потом прилично снимали.
Мы провели с ним четыре года. Ходили в походы, где на углях жарили картошку, собирали макулатуру и металлолом, веселились на общешкольных праздниках. За давностью лет в памяти не осталось каких-то особенных его приёмов обучения и воспитания, но раз он привил мне, например, любовь к учебе и школе, значит, всё делал правильно.
Мне повезло, у меня в школе были замечательные учителя. Я с радостью и удовольствием ходила на уроки. Сейчас как-то не принято признаваться в этом, выискивая в советской школе изъяны. Фёдор Филиппович Ямушев дал мне правильные первые уроки, усвоив которые, я потом училась дальше. И до сих пор, пройдя уже большой жизненный путь, считаю, что главные знания и принципы заложила во мне простая обще-образовательная школа. Теперь только переживаю за внука, который пошёл в первый класс в эпоху бесконечных школьных реформ. Лишь бы его первая учительница была столь же щедра на любовь к детям, как мой Первый учитель.
Татьяна Сизых