Анализ состояния законности и прокурорского надзора показал, что в результате в том числе и систематически проводимых на данном направлении надзорной деятельности проверок, принятых мер прокурорского реагирования положение в сфере военно-патриотического воспитания молодёжи, обеспечения подготовки граждан к военной службе улучшилось. Этому способствовало внесение прокуратурой области ряда представлений в адрес военного комиссара Приангарья, начальника Департамента образования, а впоследствии министра образования области.
По результатам рассмотрения представлений прокуроров ряда районов области, внесенных в адрес мэров по результатам предыдущих проверок, приняты меры к разработке муниципальной программ, сообщает прокуратура Иркутской области.
Например, разработана программа «Патриотическое воспитание граждан в Аларском районе», в текущем году подобные программы утверждены в 12 муниципальных образованиях Баяндаевского района, в бюджеты поселений внесены соответствующие изменения, заложены средства на исполнение программ. После объявления прокурором Нижнеудинского района по итогам предыдущей проверки 21 предостережения главам поселений района, всеми органами местного самоуправления разработаны и утверждены программы.
Фактически в настоящее время в муниципалитетах мероприятия по военно-патриотическому воспитанию реализуются в рамках различных программ.
Вместе с тем, в ряде территорий в образовательных учреждениях по-прежнему отсутствуют отдельные кабинеты ОБЖ, отмечается недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки к ОВС. Имеющиеся в школах учебные и наглядные пособия, технические средства обучения нередко находятся в изношенном состоянии либо полностью отсутствуют.
Так, прокурорами Аларского, Осинского, Мамско-Чуйского, Баяндаевского районов в ходе проверки образовательных учреждений по дисциплине ОБЖ на предмет укомплектованности учебно-практическим оборудованием, техническими средствами обучения и т.д. отмечена недостаточная оснащенность материально-технической базы и необходимость в дополнительном финансировании. В целях оснащения образовательных учреждений, например Аларского района, учебно-наглядными пособиями, оборудованием, в том числе средствами индивидуальной химической защиты, средствами инженерного вооружения необходимо дополнительное финансирование на сумму более 340 тысяч рублей.
Проверки также показали, что не везде уровень образования по основам военной службы соответствовал государственным стандартам. В школах предмет ОБЖ преподавали штатные педагоги школ, не прошедшие специальную подготовку. В некоторых образовательных учреждениях преподаватели ОБЖ слабо владели материалами предмета.
Так, в ходе проверки прокуратурой Боханского района был выявлен факт, когда преподаватель ОБЖ не только не являлся офицером запаса, но и не имел профессионально-педагогической квалификации, высшего или среднего военного образования, а имел лишь среднее общее образование.
По результатам проверки горрайпрокурорами внесено 49 представлений в адрес глав местных администраций, руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, отделов военных комиссариатов, объявлено 1 предостережение должностному лицу, подготовлено 13 исковых заявлений.
Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Курс ОБЖ реализует требования Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения». Также ряда Постановлений Правительства РФ и других документов в области обеспечения безопасности.
Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у школьников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Главная задача курса ОБЖ не в подготовке к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья. На этой основе и должна складываться безопасная жизнедеятельность.