Примерное время чтения: 5 минут
76

Cлужим Отечеству!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ в Восточной Сибири» 16/11/2011

Созданные руками иркутян, они будут охранять спокойствие России. Не Малайзии, Индии или Алжира, которые скупали их десятками и сотнями, а нашей страны, для защиты которой их и разрабатывали.

Вот-вот будет подписан официальный контракт между корпорацией «Иркут» и Министерством обороны. Это первый заказ от Родины, который иркутский авиационный завод получил со времён СССР. За пять лет Иркутск выпустит почти сотню «железных птиц» Як-130 и Су-30СМ. Какова судьба крылатых машин, которые все эти 20 лет сходили с иркутского конвейера, и есть ли надежда, что наши самолёты, наконец, будут служить и на благо Приангарья?

Идёт «оттепель»?

Большую часть своей истории завод выпускал боевые, транспортные и военно-транспортные самолёты для отечественных вооружённых сил. В 1990-е госзаказ был отменён, и за последние 20 лет более 99% объёмов производства приходилось на зарубежные заказы, - рассказывает генеральный директор завода Александр Вепрев. Последний транспортный самолёт для нашей страны - Ан-24 иркутяне выпустили в 1971 году. Пассажирской авиатехники Иркутск никогда не производил - первенцем будет среднемагистральный МС-21, выпуск которого прогнозируется на 2014 год.

Нынешний заказ Минобороны авиационные эксперты не могут назвать масштабным. 20-25 боевых машин в год на целую державу - скорее попытка залатать дыры, чем начало серьёзного перевооружения. Даже для оснащения одного учебного авиационного полка потребуется около трёх десятков самолётов. Тем не менее многим в происходящем видится «оттепель».

Главное, что должен получить Иркутск от этого заказа, - поступления в городскую и областную казну за счёт роста прибыли авиазавода и моральное удовлетворение. А вот останется ли в Приангарье хоть одна из сотни крылатых машин, пока неизвестно. Распределением техники будет заниматься Министерство обороны. Скорее всего учебно-боевые Як-130, которые составят основу заказа, разойдутся по лётным училищам, сконцентрированным за Уралом. Будут ли востребованными наши самолёты?

- Як-130 действительно нужен армии, потому что сегодня пилотов готовят на морально и физически устаревших чехословацких самолётах L-29 и L-39 производства 70-80-х годов. Як-130 обладает отличными лётными качествами, повышенным уровнем безопасности, новейшей системой аварийного покидания самолёта, - поясняет Сергей Кривель, заведующий кафедрой летательных аппаратов Иркутского филиала Университета гражданской авиации.

Кроме того, лётный час на такой технике стоит вчетверо дешевле, чем на истребителе Су-27 или Су-30.

Непопулярная амфибия

Последнее качество выгодно отличает этот самолёт от предыдущего детища иркутского авиазавода - многоцелевого Бе-200. Самолёт-амфибия задумывался как помощник в борьбе с лесными пожарами. Судьба одного из самых необычных изобретений отечественного авиапрома оказалась печальной. За тринадцать лет в Иркутске сошло с конвейера лишь СЕМЬ таких машин, шесТЬ из которых остались на Родине. Заказов на Бе-200 почти не поступает: слишком дорогим оказался и сам самолёт, и стоимость лётного часа на нём (порядка 500 тысяч рублей!).

Кстати, в нашей области с её тысячами гектаров тайги, самолёт-амфибия так и не появился. Когда горели леса, самолёт, который производится в Иркутске, к нам присылали из Красноярска (в итоге Бе-200 оказался неисправным и применить его на практике в Приангарье так и не пришлось). Доводилось слышать мнение профессионалов, что амфибии в условиях Сибири бесполезны. Если неверно рассчитать высоту, можно или распылить воду впустую или перебросить водяным столбом тлеющие головни.

Впрочем, сторонников того, что Бе-200 в области нужен, больше:

- Объективно такой самолёт может быть очень полезным при тушении пожаров в нашей тайге, - считает сотрудник иркутской службы авиалесоохраны Сергей Рогов. - Им достаточно сложно управлять, и по всей стране наберётся не больше 20 пилотов, которые в совершенстве владеют этой техникой. Тем не менее такие люди есть в Иркутской области, и разработка местного авиапрома очень бы нам пригодилась.

Сколько иркутских самолётов за последние 20 лет было поставлено:

За рубеж:

  • СУ-30МК - 300 (Индия, Малайзия, Алжир);
  • Бе-200 -1-2 (Азербайджан);
  • Як-130 - 1(Алжир) (в перспективе -7*)

В Россию:

  • Су-30МК - 0;
  • Бе-200 - 5-6;
  • Су-30 - 0 в перспективе 28;
  • Як-130 - 0 (в перспективе - 65)

* Контракт на поставку 6 самолётов для Ливии был заморожен из-за кризиса в стране

Кстати:

Планируется создать пилотажную группу - аналог «Русских витязей» и «Стрижей», которая будет летать на иркутских Як-130. Об этом во время визита на иркутский авиазавод заявил главком ВВС Александр Зелин.

Справка:

Як-130 - первый полностью новый (не модернизированный) отечественный самолёт, построенный после распада СССР. Первый полёт новое воздушное судно совершило в Иркутске 21 августа 2009 года (тот самолёт был отправлен на экспорт*). Лёгкий штурмовик получил неофициальное название «летающая парта»: на нём можно готовить лётчиков для всех современных истребителей, включая иностранные.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах