Детей с ограниченными возможностями здоровья часто называют особенными. Но многим таким ребятишкам хочется быть самыми обыкновенными: играть с друзьями во дворе и ходить вместе со сверстниками в школу, а не замыкаться в четырёх стенах.
Теперь возможность постигать науки не дома, а за партой есть у школьников Братска. В конце октября там торжественно открыли Центр инклюзивного образования для учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Его создали благодаря помощи «Транснефти-Восток», которая выделила на этот крупный проект 15 млн рублей. Между компанией и администрацией Братска заключено соглашение о социально-экономическом партнёрстве.
Уникальный проект
Центр открыли в средней школе №34 (она стала базовым учреждением по реализации федерального проекта «Доступная среда»), в которую удобно ходить ребятишкам из таких районов города, как Падун, Энергетик, Гидростроитель. Как говорит заместитель начальника департамента образования администрации Братска Наталья Бочарова, заниматься там могут школьники с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержками психомоторного развития. Для этого в специально отведённом помещении школы провели капитальный ремонт – по сути полностью переоборудовали целое крыло первого этажа: в классах организовали зоны для проведения реабилитационной работы, создали зал для лечебной физкультуры и творческих занятий. Кабинеты наполнили самым современным оборудованием. С ребятишками в центре занимаются не только обычные педагоги, но и логопед, психолог, они проводят развивающие, коррекционные занятия.
«Новый центр – это уникальный образовательный проект инклюзивной направленности. Дети, которые раньше могли учиться только дома, теперь имеют возможности для получения адаптированного образования с использованием самых современных технологий», – сказал во время открытия центра начальник департамента образования администрации Братска Константин Кулинич.
«Полная инклюзия»
В ресурсный центр уже набрали первоклашек, четыре года они будут учиться по адаптивным программам, которые позволят к пятому классу перевести их в обычное среднее звено школы и посадить за парты вместе с теми учениками, у которых никаких особенностей здоровья нет.
Работу, которую проводят со школьниками, психолог школы №34 Марина Дридигер называет «полной инклюзией». Она отмечает: чем раньше ребёнок, у которого есть особенности, начнёт общаться со сверстниками, да и со взрослыми, тем быстрее будет развиваться и социализироваться.
«То, что центр открылся, – это великое дело: на переменах ребятишки из ресурсного класса общаются с остальными учениками, они вместе ходят в столовую. А такая коммуникация очень важна, я бы даже сказала, что она первостепенна. Мы надеемся, что динамика развития у этих деток будет положительная, – говорит Марина Альбертовна. – Родители, конечно, переживают, ведь они выпускают своего ребёнка в большой мир, но очень рады, что у их семьи появилась такая возможность. Здесь с детьми действительно проводится очень большая работа, а с ними нельзя останавливаться ни на минутку, чтобы прогресс не «откатился» назад. Появление такого центра позволяет убрать все границы, которые когда-то были между людьми».
Кстати
«Транснефть-Восток» уделяет большое внимание поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 году с помощью компании полностью отремонтировали и оснастили оборудованием кабинеты здоровья в братском детском саду коррекционного вида №72 для детей с нарушениями зрения. Кроме того, восстановили залы лечебной физкультуры для детей и взрослых в детской поликлинике в Братске и доме престарелых в Ленске (Якутия). Также приобрели спортивное оборудование для обществ инвалидов Нерюнгри (Якутия) и Тайшета