Опыт школьной «дистанционки» явно понравился не всем родителям, однако есть семьи, которые давно перевели ребёнка на домашнее или семейное обучение. Много ли таких смельчаков в Иркутской области? Почему они пошли по альтернативному пути и насколько их ожидания совпали с реальностью, узнавал наш корреспондент.
Педагог придёт сам
Семиклассник иркутской школы Алёша Рыжов почти весь прошлый год учился дома. Подросток сломал ногу и не мог ходить. Школа «ходила» к нему сама: педагоги несколько раз в неделю посещали «надомника» Рыжова. По некоторым предметам уроки проводили по скайпу, а выполненные домашние задания мальчик отправлял учителям на электронную почту. Сейчас, когда одноклассники Алексея и их родители ругают повсеместное внедрение «дистанционки», Рыжовы пожимают плечами: «А что в ней сложного? Наоборот, удобно!» Мама мальчика даже подумывала о том, чтобы снова перевести сына на домашнее обучение. Сейчас, кстати, таких школьников в регионе немало - 2758 человек.
«Дети на семейном обучении сами решают, когда им выпить чаю, а когда заняться музыкой или проштудировать учебник биологии. Понятие дедлайна у таких учеников, несомненно, есть. Закон обязывает сдать по итогам девяти классов ОГЭ и за 10-11 – ЕГЭ».
- На мой взгляд, если ребёнок занимается дома, то он меньше рискует подхватить ОРВИ или коронавирус. Ещё один плюс лично для нашей семьи - возможность уехать зимовать к морю. Мы с мужем тоже работаем удалённо. Родственники приглашают в Севастополь, морской климат детям полезен. Как показал наш опыт, освоить школьную программу дистанционно совсем несложно. Более того, сын успевал ещё заниматься в онлайн-школе по программированию и английский язык с репетитором по скайпу подтянул.
Однако обучение на дому, как было у Алексея, возможно лишь при наличии справки о состоянии здоровья. Сложный перелом у мальчика вылечили, других медицинских показаний нет. Поэтому родители принялись наводить справки о семейном образовании, которое также имеет свои особенности.
Как рассказала заместитель руководителя службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Ирина Шливинскайте, родители, выбирая семейное образование для своего ребёнка, полностью берут на себя обязательства по обучению сына или дочки. Они сами несут ответственность за качество образования и его траекторию. Такие дети всё равно что фрилансеры. Рабочее расписание составляют сами: решают, когда им выпить чаю, а когда заняться музыкой или проштудировать учебник биологии. Понятие дедлайна у таких учеников, несомненно, есть. Закон обязывает сдать по итогам девяти классов ОГЭ и за 10-11 - ЕГЭ, но ответственность родителей и самих детей подстёгивает к тому, чтобы сдавать экзамены гораздо чаще. Семейную форму обучения в 2020 году выбрало около 10 тысяч россиян. В Иркутской области таких учеников зарегистрировано около 300. Скучной их жизнь точно не назовёшь. Дети, помимо семейного обучения, так же, как и остальные, ходят в кружки и секции. Родители считают, что для социальной адаптации этого вполне достаточно. Ребёнок учится уверенно выступать перед публикой во время концертов и соревнований, вырабатывает в себе командный дух, опять же смело добирается на общественном транспорте на занятия.
Перемена - время искупаться в бассейне
«Сейчас много занимаюсь, но скоро будут каникулы целый месяц! Мне нравятся уроки с мамой, потому что она весёлая и с ней интересно. Мама никогда не ругает и объясняет всё хорошо. Иногда мы можем отвлечься от уроков: позагорать, искупаться в бассейне или поиграть во что-нибудь. А ещё я могу перенести занятие, правда, на следующий раз придётся делать, потрудиться немного больше», - делится со своими подписчиками в соцсетях одиннадцатилетняя путешественница из Иркутска Тая, которая ни одного дня не училась в обычной школе. Сейчас вместе с родителями она встречает закаты на Бали. Шесть лет назад семья отправилась в кругосветное путешествие, за эти годы сменили уже семь стран.
В школе тоже есть «заочка»
Есть и ещё один вариант для тех, кто по каким-то причинам не хочет посещать школу. Если внимательно читать Закон об образовании РФ (№273-ФЗ, ст.17), там кроется подсказка. В государственных или частных школах родители, учитывая интересы детей, имеют право выбрать одну из трёх форм обучения: очную, очно-заочную или полностью заочную. Что интересно, о «заочке» работники образования обычно умалчивают, если, конечно, не задать вопрос в лоб: можно ли сдавать контрольные и экзамены, не посещая школу, и при этом оставаться в числе учеников? Оказывается, можно.
Таким образом, если медицинских показаний к обучению на дому у ребёнка нет, как в случае семьи Рыжовых, а хоумскулинг кажется слишком сложным и требующим длительной подготовки, то вариант заочной школы самый, наверное, оптимальный. Право договориться со школой у родителей есть.
Комментарий
Елена Вагенлейтнер, психолог:
- Я придерживаюсь мнения, что детям всё-таки нужна школа, коллектив. В школе ребёнок коммуницирует с абсолютно разными сверстниками: они разного уровня воспитания, с разными увлечениями, характерами и так далее. Кружок или секция здесь не идёт в сравнение. Это замкнутая группа, в которую дети подбираются согласно их интересам. Соответственно, они все в той или иной мере похожи друг на друга, у них много общего. Зачастую это дети одного социального уровня, определённой степени интеллектуального развития. Мы называем условия, которые созданы в таких объединениях, тепличными. В кружке наставник может гораздо быстрее пресечь конфликт. В школе всё же многие ситуации не лежат на поверхности. И важно ребёнку научиться взаимодействовать с другими сверстниками, находить выход где-то с помощью учителя, а где-то самому.