В Иркутском областном отделении Всероссийского общества инвалидов констатируют повышение интереса к туризму среди людей с ограниченными возможностями. В организации ожидают, что по итогам этоГО годА число таких туристов, которым она помогла съездить на Байкал, перевалит за тысячу человек.
И это - несмотря на то, что у нас для них совершенно нет условий для путешествий с комфортом. Если их создать, число маломобильных туристов станет в разы больше, уверены в организации. А это - и решение проблемы социальной адаптации, и дополнительные доходы туроператорам.
Государство задумалось
Федеральное агентство по туризму не недавнем форуме в Сочи представило концепцию развития доступного туризма для инвалидов. Если в двух словах: государство считает необходимым ввести налоговые льготы для инвесторов, которые будут создавать безбарьерную среду для путешественников с ограниченными физическими возможностями. «Есть два аспекта, которые помогут развитию в нашей стране доступного туризма. Прежде всего, это создание соответствующей инфраструктуры и подготовка кадров. Таким путём помимо Краснодарского края пошли также Алтайский край, Ставрополье, Рязанская область и другие регионы, уделяющие внимание реализации своего туристического потенциала», - отметил замглавы Ростуризма Николай Королёв.
Между тем в Иркутской области тему доступного туризма, похоже, актуальной считают пока только сами инвалиды. Ни региональное агентство по туризму, ни министерство социального развития, опеки и попечительства не решились обсудить этот вопрос с корреспондентом «АиФ в ВС». Чиновники не стали отрицать, что в этом направлении у нас ничего не делается. Поэтому и предмета для разговора нет, сказали они, подчеркнув, что прежде надо создать безбарьерную среду для того, чтобы инвалиды просто могли выйти из дома и доехать хотя бы до больницы. А у нас и это практически невозможно.
Право на отдых
- Мы своими силами организуем для инвалидов поездки на Байкал, везём их на специальном транспорте с подъёмником, с собой берём приспособления для оборудования санитарных комнат, нанимаем волонтёров, которые помогают путешественникам разместиться в автобусе и в номере, - говорит Константин Шумков. - Турфирмы, к сожалению, не думают о создании условий для таких людей на своих объектах, нет специалистов для работы с особой категорией туристов.
Кстати, отсутствие кадров стало одной из причин пробуксовки социального проекта одного из туроператоров региона, который год назад тоже решил организовывать туры на Байкал для колясочников.
Решать проблему должны совместно власть, туроператоры и общественность, говорит Константин Шумков. По его мнению, в региональном бюджете можно было бы заложить средства хотя бы на частичную оплату путёвок инвалидам, а в учебных заведениях ввести подготовку кадров для работы с ними. Тогда бы и у туроператоров появилось больше интереса. Пока же некую активность в решении проблемы можно наблюдать, пожалуй, лишь в Иркутске и Ангарске, где функционирует специальный общественный транспорт для маломобильных граждан. А мэр областного центра постоянно обращает внимание инвесторов и дорожников на то, что нельзя создавать преграды для передвижения инвалидов.
Комментарий
Елена Григорьева, архитектор, один из авторов проектов «Иркутская слобода» (130-й квартал) и «Иркутские кварталы»:
- Когда мы говорим о создании безбарьерной среды, надо отметить, что, к сожалению, многое делается формально. Например, установили пандус на входе в здание, а ведь большое значение имеет то, как он установлен. Даже 2 лишних сантиметра на стыке пандуса и тротуара уже будут барьером для человека на коляске. Надо избегать гигантских пандусов, лучше понизить уровень входа, если проектируется новое здание. А на участках с большими перепадами высот стоило бы делать лифты. Конечно, это затратно, но доступная среда должна оправдывать своё название. Поэтому следует соблюдать все нюансы. Владельцы объектов должны понимать, что, например, в ресторане, посещаемость будет выше, если он доступен всем, в том числе людям с ограниченными возможностями.
Мы бы хотели, чтобы ошибки, допущенные при реализации проекта в 130-м квартале, не повторились в «Иркутских кварталах». «Иркутская слобода» построена не в полном соответствии с проектом. Мы проектировали лифты с моста, который соединяет музыкальный театр и квартал. Почему их в итоге нет - вопрос. Может стоит к этому вернуться? Тем не менее, нельзя сказать, что 130-й квартал совсем недоступен для людей с ограниченными возможностями. На главный променад можно спокойно заехать и с улиц 3 Июля и Седова через скверик на стрелке. Кроме того, мы постарались, чтобы входы в новые здания на пешеходном променаде были без ступеней.