Примерное время чтения: 4 минуты
470

Как предприятия региона могут внести свой вклад в переработку вторсырья?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Восточной Сибири 31/03/2021

Год Байкала, объявленный в Иркутской области, продолжился масштабным экологическим форумом добровольческих проектов «Зелёный конгресс».

Он прошёл на прошлой неделе и собрал экоактивистов со всего региона, которые представили свои инициативы и предложили свою помощь в решении экологических проблем. 

Биопластик - это реально

На форуме провели конкурс на лучший экологический ролик, реалити-шоу «Мифы про экоактивиста», интернет-мост «Зелёные на связи», экодвиж «Ты не одноразовый, Земля - тоже» и другое. И почти в каждый день конгресса в различных пунктах Иркутска собирали вторсырьё для переработки: бумагу, пластик, отработанные батарейки.
Кстати, по данным министерства природных ресурсов и экологии региона, в Братске готовится к вводу мусоросортировочная станция мощностью 36,5 тысяч тонн в год. А в Иркутске в следующем году планируют открыть два ресайклинг-центра, где будут принимать строительный мусор, вторсырьё, шины, батарейки, ртутные лампы.
Сейчас в городах Приангарья работают 46 пунктов приёма вторичного сырья, имеется 23 предприятия, которые из отходов делают новую продукцию.

- Эти предприятия производят гофрокартон, бумажные решётки, коробки, обёрточную бумагу, гофроподдоны, гофроящики, бумажные пакеты, тепличную и строительную плёнку, пакеты, пластмассовые ящики, крышки, канистры, одноразовую посуду, - рассказали в министерстве.

В то же время наука региона продолжает искать новые материалы, которые могли бы заменить пластик и не загрязнять природу. Так, молодые учёные НИИ биологии ИГУ проводят фундаментальные и прикладные исследования Байкала и в этом году приступили к созданию биополимерного пластика, который призван заменить синтетический.

В отличие от последнего, биопластик не загрязняет окружающую среду, а служит пищей для микроорганизмов и удобрением для растений. Уже получены первые образцы такого материала, до конца года учёные планируют изготовить первый экологически безопасный стаканчик из биопластика.

Картонные ручки и бетонные шпалы

Многие наработки учёных уже давно переняли практики. Предприятия региона, которых само местоположение вблизи Байкала обязывает быть экологичными, внедряют «зелёные» технологии, стремясь всё больше отходов пускать на переработку.
Одно из наиболее продвинутых в этом плане предприятий - Восточно-Сибирская железная дорога. Здесь уже с 2013 года ведётся раздельный сбор отходов, которые затем могут быть направлены на переработку и изготовление, к примеру, шариковых ручек из картона.

На железной дороге уже много лет сортируют мусор.

Фото: АиФ-Иркутск

- В прошлом году наша дорога первая на сети РЖД провела полную, доскональную инвентаризацию образования отходов - вплоть до стикера и его упаковки, чтобы понимать, сколько и какие отходы производит компания, - рассказал начальник Центра охраны окружающей среды ВСЖД Вячеслав Здор. - С апреля все подразделения дороги переходят к полномасштабному раздельному сбору отходов, которые направятся на реальную переработку.
Уже сейчас доля обезвреживания и вовлечения отходов во вторичный оборот на дороге составляет 88%. Но задача не просто переработать, а в принципе снизить объёмы мусора. Поэтому деревянные шпалы меняют на железобетонные, отработанную резину направляют на изготовление новых изделий для нужд дороги. 

  • Кстати, сегодня на дороге остался только один объект, который имеет сброс в водоём. Это эксплуатационное локомотивное депо «Зима». 

- Уже выполнен проект, согласованный с главгос-экспертизой, на строительство новых очистных сооружений для этого депо, - рассказал Вячеслав Олегович. - В этом году приступаем к работам. Новые очистные полностью исключат сбросы в водный объект, стоки будут поступать в канализационную сеть города. 

ВСЖД запланировала реконструкцию 108 своих объектов, из которых 53 расположены в Центральной экологической зоне, 30 в буферной и 25 в зоне атмосферного влияния.

Все работы по обновлению будут вестись под контролем научного сообщества. По договору, заключённому с Сибирским отделением РАН, учёные дадут оценку эффективности реконструкции, показав уровень воздействия на природу до и после работ. 

- Для получения объективных и оперативных данных о воздействии подразделений ВСЖД на природу работают стационарные лаборатории и одна передвижная вагон-лаборатория, - рассказал Вячеслав Здор. - В этом году к ним добавятся передвижные посты контроля за выбросами в атмосферу. Сейчас отрабатываем создание своей электронно-аналитической платформы, на которую результаты мониторинга будут выкладываться автоматически. Планируется её интеграция в создаваемую Минприроды России систему экологического мониторинга. 

ЯЗЫКОМ ЦИФР
За 2020 год на ВСЖД выбросы загрязняющих веществ снизили на 167,4 тонны, образование отходов - на 4,7 тысячи тонн. Доля вовлечения отходов во вторичный оборот увеличилась на 2%, по сравнению с 2019 годом. Водопотребление и водоотведение тоже удалось снизить на 19,21 тысячи кубических метров.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах