26 мая отмечается день российского предпринимательства. Как бизнесмены иркутской области встречают этот праздник после сложнейшего пандемийного года, выяснял корреспондент «АиФ в ВС».
По словам регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Андрея Лабыгина, прошлый год усугубил извечные проблемы бизнеса и подстегнул и без того прогрессирующую тенденцию по снижению числа предпринимателей в регионе. Сокращение наметилось ещё в 2018 году, но по итогам 2020-го оно резко увеличилось. Так, на начало 2018 года в регионе действовали 119800
хозяйствующих субъектов, а на начало 21-го - 105100, при этом за период с марта по декабрь 2020 года закрылось 8722 юридических лица. И это несмотря на то, что Приангарье занимает шестую позицию в российском рейтинге по мерам поддержки бизнеса в пандемию. С прошлого года предпринимателям, сохранившим рабочие места, выдают льготные кредиты под 2% годовых. В этом году федеральные власти намерены продолжить эту практику, но уже в виде кредитования под 3%, займы будут выдаваться до 1 июля на 12 месяцев на сумму до 500 млн рублей. Кроме этого в регионе большинство муниципалитетов пошли на снижение или вовсе отказ от взимания арендной платы с бизнеса за пользование муниципальным или государственным имуществом.Цифровые решения в помощь бизнесу
Пандемия подтолкнула бизнес быстро реагировать на изменения рынка и активно использовать digital-маркетинг. Предприниматели, особенно мелкие (крупные игроки раньше стали осваивать инновации), поняли, что грамотно настроенные бизнес-процессы могут заменить им несколько сотрудников, а также сэкономить деньги и время, которые необходимы, чтобы развиваться и расти. По словам директора филиала МТС в Иркутской области Владислава Божеева, спрос на некоторые технологические решения для малого бизнеса вырос в семь раз. Так, самыми востребованными сегодня являются три инструмента.
Во-первых, это сервис, позволяющий делать узкой целевой аудитории персональные предложения через смс именно в тот момент, когда конкретному клиенту скорее всего понадобится данный товар или услуга.
- Этим решением чаще всего пользуются компании, работающие в сфере ресторанного бизнеса и продуктового ритейла: на них пришлось 59% новых обращений за последний год. Непродуктовый ритейл тоже вовремя адаптировался и составил 26% обращений, в основном это магазины строительных материалов, косметики, бытовой химии, электроники, одежды, и 15% пришлись на сферу услуг - салоны красоты и фотостудии, - пояснил Владислав Божеев. - Рестораны, например, предлагали доставку горячих обедов и ужинов мужчинам и женщинам, которые днём много времени проводят неподалёку от ресторана, а вечером возвращаются в другой район города. Владельцев автомоек интересовали автомобилисты, которые регулярно бывают неподалёку. Магазины оповещали о своих акциях и распродажах.
Второй популярный инструмент для повышения качества обслуживания клиентов - автосекретарь. Он позволяет собрать обратную связь от потребителей, рассказать им о новинках и акциях. При этом сотрудники компании могут обзванивать клиентов с любого телефона - отображаться будет единый многоканальный номер.
Бизнес, который активно контактирует с клиентами: принимает входящие звонки с однообразными вопросами, подтверждает заказы и заявки, напоминает о записи на приём или о задолженности, запрашивает оценку качества, приглашает на мероприятия, сообщает о новых продуктах и услугах, проводит опросы, прибегает сегодня к помощи… робота. Умный помощник не только произнесёт нужные фразы, но и распознает ответы абонентов, на основании которых продолжит диалог.
- Например, иркутская сеть цветочных магазинов с помощью этого сервиса помогает клиенту выбрать ближайший к нему магазин. Кнопок в телефоне 9, а сеть расширилась до 19 торговых точек. Решить задачу с навигацией клиентов помог робот. Когда звонит клиент, робот спрашивает, в каком районе находится человек, перечисляет, какие магазины есть поблизости, и уточняет, с каким из них соединить, - поделился Владислав Божеев.
Упрощёнка, которая всё усложнила
Ещё одно знаковое событие в бизнес-сфере - отмена налога на вменённый доход (ЕНВД). С 1 января 2021 года компании и ИП (в основном это представители торговли) встали перед выбором, на какую систему налогообложения перейти.
- Более 10 тысяч хозяйствующих субъектов Приангарья работали по ЕНВД, - пояснил Андрей Лабыгин. - Это был один из самых льготных для малого бизнеса налоговых режимов. Пришлось переходить на самозанятость, либо патентную, либо на упрощённую систему. Оказалось, что патентная система для общепита и розничной торговли повышает налоговую нагрузку в несколько раз. Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей обсудил эту ситуацию с общественными объединениями и Законодательным собранием региона, и на первой же сессии в 2021 году депутаты ввели коэффициент, в два раза снижающий стоимость патента.
Но бесшовного перехода с одного режима на другой по некоторым категориям всё-таки не получилось. И сейчас, например, есть случаи, когда патент для торговой точки в Приангарье обходится в такую же сумму, как для торговой точки на Тверской в Москве. Бизнес-сообщество ждёт закон, регулирующий эти перекосы.
- На мой взгляд, необходимо дать этому закону обратную силу, чтобы можно было пересмотреть необоснованные расходы предпринимателей с самого начала 2021 года, - считает омбудсмен.