Олег Стемплевский |
Судя по статистическим данным, в Иркутской области число травмированных несовершеннолетних - величина постоянная: эта цифра год от года не растёт, но и не уменьшается в отличие от последствий, которые становятся всё тяжелее. По информации Олега Стемплевского, заведующего отделением травматологии и ортопедии Иркутской государственной областной детской клинической больницы, в среднем каждый год получают травмы 58-59 тыс. детей. Причём самые «ранимые» - старше 7 лет. Таких по статистике 76%.
Около 90% лечатся амбулаторно, а вот 10% пациентов требуется стационар, в том числе оперативная помощь. И здесь проблема - не во всех муниципалитетах есть детские хирургические отделения и специалисты. Только в Иркутске, Ангарске, Братске, Усть-Илимске, Шелехове, Черемхово, Усолье и Железногорске. А ведь во взрослой хирургии подходы к лечению иные, чем в детской.
Вячеслва Жилкин |
Как рассказал начальник УГИБДД ГУМВД России по Иркутской области Вячеслав Жилкин, за 9 месяцев в Приангарье произошло 339 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В этих авариях 352 ребёнка получили травмы, из них 21 - смертельные.
- Количество ДТП снижается, но их тяжесть растёт, - констатирует Жилкин. - Мы потеряли 16 ребятишек, которым не исполнилось ещё и 16 лет, половина из них погибли под колёсами, когда пытались перейти дорогу в неположенном месте.
Самая первая трагедия с маленьким пешеходом в этом году случилась в Иркутске прямо в новогоднюю ночь. Отметив праздник, семья вышли прогуляться, посмотреть на салюты. Видимо, родители отвлеклись на яркие огни в небе настолько, что не уследили за своим сынишкой, который, испугавшись взрыва петарды, выскочил на дорогу. По ней в этот момент ехала машина. Под её колёсами, практически на глазах у родителей, мальчик погиб.
Впрочем, опасной дорога становится для детей не только в тот момент, когда пытаются её перебежать, но и когда они по ней едут. В этом году в автоавариях 8 ребятишек получили несовместимые с жизнью травмы - все они ехали без специального кресла и не были пристёгнуты.
- Одно из таких происшествий случилось летом, когда семья из Шелехова с тремя детьми на собственной машине отправилась отдыхать на Чёрное море, - рассказывает начальник инспекции. - Они даже не успели выехать за пределы региона - попали в аварию. Двое ребятишек, которые не были пристёгнуты, вылетели из автомобиля и погибли. Один остался жив только благодаря тому, что его везли по правилам.
В огне горят, в воде тонут
Неутешительной называют свою статистику и сотрудники ГУ МЧС России по области. В этом году их ведомство зарегистрировало гибель 16 детей на пожарах. Страшно, но девять погибших в огне были ещё совсем малышами - им не исполнилось и трёх лет.
Вековую истину «спички детям не игрушка» сегодня стоит применять и к нетрезвым взрослым - большинство пожаров, в которых жертвами стали дети, произошли по вине их родных. Так, в Заларинском районе родители смогли выбраться из горящего дома, а ребёнок погиб - пьяные мама и папа просто забыли вытащить его из огня.
Впрочем, дети не только горят в огне, но и в воде тонут - спасатели говорят, что этим летом была настоящая «вспышка» гибели ребятишек на реках и озёрах. Купание закончилось трагически для 19 несовершеннолетних, притом для шести из них - в Иркутске, где даже на несанкционированных пляжах (тем более что разрешённый-то всего один) много отдыхающих. В июне благодаря неравнодушному иркутянину Олегу Таюрскому, который задремал на берегу Ангары в районе иркутских «квадратов», выжил мальчишка, решивший нырнуть в том месте, где этого делать нельзя. А вот его друга Олег искал в реке больше 10 минут, боролся за жизнь мальчика до последнего, однако откачать так и не смог - было уже слишком поздно.
«Унесённые ветром»
По статистике, больше всего травм дети получают у себя дома, хотя, казалось бы, нет места безопаснее. А вот возможность пораниться на детских аттракционах выглядит куда более вероятной. Видимо, Иркутскую область от множества таких случаев «спасает» то, что больших каруселей в городах региона практически нет. Зато батуты летом появляются во многих городских парках, и к ним у сознательных взрослых много претензий.
Виктория Гусева |
- Некоторые бизнесмены, стремясь получить как можно больше денег, про безопасность просто забывают, - говорит старший инспектор отдела процессуального контроля СКР по области Виктория Гусева. - Надувные аттракционы покупают в Китае, их качество оставляет желать лучшего: несмотря на свою громоздкость, они легко переворачиваются вместе с детьми.
Именно такое ЧП случилось в этом мае в Свирске - ветер поднял батут с двумя детьми (2,5 и 4 лет) на высоту около 10 метров(!). «Аттракцион» полетал над парком, а потом зацепился за крышу кафе и лопнул. Ребятишки упали на землю, их госпитализировали, причём младшую девочку - в крайне тяжёлом состоянии. Как выяснилось позже, батут плохо закрепили. А принадлежал он муниципальному предприятию.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Как сообщили корреспонденту «АиФ в ВС» в управлении, расследование до сих пор идёт, в ближайшее время следователи намерены передать материалы в суд.
Комментарии
Елена Негамутзянова, руководитель отделения по приёму граждан Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ:
Елена Негамутзянова |
- К счастью, нашу область не охватило повальное желание детей сделать эф-фектное фото на железной дороге. В Приангарье случаев «трагических» селфи в этом году не было, хотя такая проблема уже остро стоит в регионах Центральной России.
У нас подростки забираются на вагоны поездов не для фото. Они пытаются таким образом «выделиться» в компании сверстников: «Смотрите, мне не слабо!» За 9 месяцев мы изъяли из мест повышенной опасности около 1700 детей, и практически 90% из них могли пострадать по вине родителей, которые не знали, куда пошёл их ребёнок.
Впрочем, вина за такие случаи лежит не только на безответственных мамах и папах, но и на транспортных предприятиях и администрациях муниципалитетов. Мы пытались привлечь внимание чиновников к тому, что обеспечивать безопасность на железной дороге нужно сообща и не стоит полностью перекладывать финансовые вопросы по установке ограждений и строительству виадуков на транспортников. Но, к сожалению, местные власти от нас «отнекиваются», мотивируя это тем, что вопросы безопасности на путях не относятся к их прямой компетенции. Из-за этого пока не можем оградить от возможных трагических ситуаций на дороге не только детей, но и взрослых.
Иван Макархин, начальник службы охраны труда и промышленной безопасности ВСЖД - филиала ОАО РЖД:
Иван Макархин |
- В начале октября у нас закончился месячник по профилактике детского травматизма на железной дороге. За это время мы около 100 ребятишек вытащили из мест повышенной опасности – а это 100 предупреждённых травм! Ещё для 30 тысяч детей региона провели открытые уроки по правилам безопасности на дороге. По нашей инициативе такие правила включили в образовательные программы школ.
Кстати, наша дорога с прошлого года включена в программу по предупреждению травматизма, притом не только детского, но и взрослого.
Мнение
Александр Кузнецов, замначальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по региону:
Александр Кузнецов |
- Чтобы полностью обучить детей правилам безопасности, одних уроков ОБЖ в школах мало. Зачастую и сами родители не знают того, что должны рассказать детям, чтобы предотвратить какие-то несчастные случаи.
Думаю, так же, как сейчас возрождаются нормы ГТО, необходимо на законодательном уровне ввести во всех организациях обязательное обучение взрослого населения правилам оказания первой помощи и безопасности в целом.