Не зря ведь в свое время появилась шутка о том, что как 23 февраля праздновать – так все защитники Отечества, а служить идти – нет никого. Неужели действительно перевелись мужчины в «русских селениях»?
Об этом «АиФ в ВС» говорит с человеком не военным, но регулярно бывающим на «передовой», - актёром Иркутского городского театра народной драмы Вадимом Семёновым.
На гастрольной карте театра, в котором служит Вадим Семёнов, не одна горячая точка. В 1992 году театр выступал в Приднестровье, в 1999 году - под бомбами в Югославии. У труппы «народного» две командировки в Чечню в 2000 и 2002 годах, а в последнее время артисты зачастили в Луганск - в непризнанной республике, где не прекращается война, они были уже три раза. Такая у них профессия.
Мало быть мужчиной
Корреспондент «АиФ-Иркутск»: - Вадим Владимирович, 23 февраля из Дня Советской армии и Военно-морского флота, как-то незаметно превратился в мужской вариант Женского дня 8 Марта. Каждый считает его и своим праздником тоже, мол, я - потенциальный защитник, и начнись война… Но ведь всем мужчинам иногда приходится и сантехнику в доме ремонтировать, однако «день водопроводчика» почему-то далеко не все празднуют! Как думаете, кто имеет право сказать, что День защитника Отечества - это его день?
Владимир Семёнов: - Думаю, это зависит от внутреннего состояния каждого мужчины - относит ли он себя к тем, кто вот прямо сейчас способен перебороть неохоту и страх и прикрыть собой других людей, понимая, что его самого при этом, скорее всего, убьют. А просто быть мужчиной… Это ведь не день биологической принадлежности! Мало просто носить брюки. Речь - о соблюдении ряда правил и моральных норм, о внутренней культуре воина: прежде всего об ответственности за защиту женщин, стариков и детей как во время войны, так и в любые другие «лихие года».
День Советской армии был праздником искусственно созданным, необходимым для становления СССР, но думаю, что в правильном понимании и трактовке праздник и сейчас имеет право быть. Как день ответственности за то, что ты мужчина, а не как просто мужской день. Тем более что праздник касается и женщин: их отношение к нему - это понимание того, что ложится на плечи, за которыми они, случись что, останутся.
- Или встанут плечом к плечу? Мы же помним подвиги наших санитарок, радисток, лётчиц… А женщины, которые в агитбригадах всю войну в прифронтовой полосе под бомбёжками провели!
- Считаю, что в доблести и мужеству женщина никому не уступает. У нас есть спектакль о Лидии Андреевне Руслановой. Она же потеряла сына, которого потом искала всё время, и семейная жизнь у неё до определённого момента не складывалась. Однако при этом Русланова всю войну прошла бок о бок с солдатами, купила на личные деньги батарею «Катюш», дошла до Берлина и там пела свои песни у рейхстага. Воинская доблесть - дело не только мужское!
- Женская доблесть? Не поэтому ли среди славянских женщин сейчас принято утверждать, что мужиков теперь не осталось?
- Эмансипация подкосила многих. Как и феминизм, навязанный нам Западом. А когда современные барышни жалуются, что вышли бы замуж, но настоящих мужиков не осталось… Оглянись вокруг, дорогая! А что ты привносишь в это? Собственно, то же самое можно сказать и мужчинам! Начнём с того, кто наши сыновья? Кого мы всё-таки воспитываем - мужчин или унисекс? Думать о том, что мужчина где-то там сам воспитывается и растёт крепким духом и силой, а потом приходит и берёт тебя замуж, уже имея крепкие понятия семьи, - нет такого! Дело даже не в том, что глупо ждать, пока подойдёт «тот самый». Человек не становится личностью сам, её делает общество, социум, семья. Его мама не сделала? Тогда сама создай семью, сломай стереотипы и воспитай настоящих мужчин и женщин в вас и ваших детях! А фразы: «Мы бы нарожали, да не от кого!» - это отговорки. Настоящие мужчины есть. Мало того - они воспитуемы. Их просто не видно из-за фетишей. Нам навязывают образ псевдомужчины, в то время, когда настоящий внутри его - остался. Просто он завален «шелухой», слишком много насыпано сверху патоки.
«Шелуха» в окопе
- А в окопе «шелуха» с них отлетает?
- А на передовой всё либо чёрное, либо белое - серого нет. И по тому количеству людей, которых мы встречаем в воюющем Луганске или Донецке, я могу сказать, что весь этот инфантилизм деланный, и унисекс - тоже. Судя по тому, что видим во время гастролей в горячие точки, мы не последнее в плане мужского начала государство. Наоборот, у нас больше перевеса в правильную сторону. Всё больше мужчин задают себе вопрос: кто они есть? Всё больше становится мужчин-волонтёров. Растёт число добровольцев туда, где нужны мужчины, хоть в ту же Луганскую область. Думаю, это перемена в сознании мужской части нашего народа. Те, кто «около», - разбегаются, остаются настоящие. Они защищают. Воюют. Работают.
- Когда вы сейчас приезжаете в Луганск, как на вас смотрят те люди, которые только что вернулись из-под обстрела? Видят в вас скоморохов не к месту или… Как?
Столько добрых слов! Смотришь на ребят, думаешь, а насколько они откровенны с тобой? Ты же понимаешь, что делаешь для них ничтожно мало! Да, везёшь гуманитарную помощь, материальную. Но это ничто по сравнению с тем, что их дома бомбят каждый день. Их дома! И не вернёшь им ни семью, ни детей… Говоришь: «Мужики, дайте оружие, мы с вами хотим!» А они: «Нет. Вы пойте».
В итоге, когда прощаемся, понимаем - эти люди искренне тебя благодарят. И ценят твой вклад. И ждут тебя опять. Актёры очень хорошо чувствуют, когда им нерады, мы же все немного психологи - это профессиональное. И никогда не возвращаемся туда, где оказались не нужны.
- Вы сами считаете День защитника Отечества своим праздником?
- Я - да. Считаю, что как мужчина я всё-таки состоялся. И коллектив Театра народной драмы, в котором работаю, и конечно, его руководитель Михаил Корнев - все мужчины с большой буквы, являющие собой пример русской традиции. И это наш праздник.