Телефонное мошенничество в России приобретает масштаб национальной катастрофы. К такому выводу приходят сотрудники всех банков и правоохранительных органов.
По их данным, ежедневно россияне получают от кибераферистов около 100 тысяч звонков, из них «срабатывает» порядка 1%, при этом средний «чек» злоумышленников составляет около 10 тысяч рублей. В июле в Иркутской области зафиксировали один самых крупных ущербов, нанесённых мошенниками одному гражданину. Как рассказал заместитель начальника полиции по оперативной работе ГУ МВД России по Иркутской области Александр Полежаев, мошенники позвонили мужчине и представились сотрудниками службы безопасности одного из банков. Выманив у него 1,8 млн рублей,они выяснили, что у попавшего на крючок есть кредитная карта другого банка, тут же переориентировались и начали утверждать, что они и за этот банк также отвечают - в итоге «раскрутили» гражданина ещё на 4 млн рублей.
- Вал кибермошенничеств начался в Иркутской области в 2016 году, тогда было зарегистрировано 2659 преступлений данной категории, а в 2021-м - уже 8,5 тысяч, - рассказал Александр Полежаев. - При этом ущерб вырос с 59 млн рублей в 2016-м до полумиллиарда - в 2020-м.
- Не вступайте с мошенниками в переговоры, - советует Полежаев. - Прерывайте разговор, а затем перезвоните в банк, выясните ситуацию и обязательно сообщите тот телефон, с которого вам звонил мошенник. Его внесут в имеющуюся базу данных, и это, возможно, поможет спасти деньги другого человека.
Мнение
Председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» Лариса Егорова:
- Я полагаю, что рост числа случаев мошенничества в нашей стране имеет, в первую очередь, социальное измерение. Многие граждане, постоянно находясь в тяжёлом, порой бедственном материальном положении, имея низкие зарплаты и пенсии, пытаются не упустить хоть какойто шанс заработать, получить способ, в условиях постоянно растущих цен, сохранить свои и без того невеликие сбережения. И в последнее время данная проблема действительно стала настоящим национальным бедствием, которое требует срочного и эффективного ответа со стороны государства. Увы, такого ответа мы не видим.
Хочу всё же отметить, что в большинстве случаев жертвами мошенников становятся именно пенсионеры и люди предпенсионного возраста, не богатые, но доверчивые, отказывающие себе во многом. И потеря своих денег, зачастую накопленных за долгие годы, становится для них очень тяжёлым как финансовым, так и моральным ударом. Часто в отношении данной категории злоумышленники используют мотивы, не связанные с обогащением. Например, сохранение здоровья, заботу о родственниках и т.д. Защитить таких людей, их права и сбережения - долг государства и общества.
Мы видим попытку некой правоохранительной работы. Но, на мой взгляд, очень важным должно стать решение проблемы обеспечения достойного уровня жизни каждого человека, создание условий для социального и экономического благополучия. Да, в какой-то мере важна и финансовая грамотность, но без реальных подвижек в социальной сфере будет только шириться круг людей, становящихся жертвами мошенников. Финансовая грамотность важна, но только ей одной ситуацию не спасти, не поставить надёжную преграду на пути мошенников. Нужна планомерная и комплексная работа государства, общественных структур, самих граждан.