19 апреля будет 30 лет с тех пор, как в России работает федеральный закон о занятости. Символично, что именно к юбилею его решили серьёзно поправить. Толчком к этим изменениям стала пандемия - из-за локдауна, введённого прошлой весной, люди не могли прийти в службу занятости очно, услуги им стали предоставлять удалённо.
Это была временная мера. Теперь дистанционный формат хотят закрепить в законодательстве, чтобы в любой момент граждане могли встать на учёт как безработные, получить консультации, списки вакансий и другие услуги по трудоустройству онлайн через специальную интернет-платформу, интегрированную в портал госуслуг.
Этим единым ресурсом может стать сайт «Работа в России». Если закон будет принят, работодателей, в чьих фирмах трудятся больше 25 человек, обяжут также публиковать на этом портале все вакансии. По замыслу авторов законопроекта, это расширит возможности поиска работы.
Как говорит министр труда и занятости Иркутской области Кирилл Клоков, который поддерживает все эти изменения, поправки смогут превратить центры занятости в бесплатные кадровые агентства. А что мешает государственной службе занятости конкурировать с коммерческими фирмами уже сегодня?
Что предлагают на бирже труда?
- Я узнала, что из-за пандемии увеличили пособия, а чтобы их оформить, никуда не надо идти - всё можно сделать онлайн. Плюс ввели дополнительные выплаты для безработных с детьми. Конечно, я не стала упускать такую возможность, зарегистрировалась на сайте госуслуг и меня поставили на учёт на полгода: с мая по октябрь. Каждый месяц получала 8,5 тыс. руб. В это время мне не предлагали вакансии и не просили ездить к работодателям «отмечаться». Когда такой льготный период закончился, я с учёта снялась, - рассказывает Ольга.
Она говорит, что и так знает, какую работу предлагают в центрах занятости - уже почти год на бирже труда стоит её отец. Он по нынешнему законодательству считается предпенсионером, поэтому на учёт его поставили не на полгода, а на год.
- Ему предлагают работу, выполнять которую он не может по состоянию здоровья: то фуры разгружать, то детский сад мести, то поликлинику. И это профессии для человека с высшим экономическим образованием, который всю жизнь проработал в транспортной сфере? - удивляется Ольга. - У папы искреннее желание найти работу, но не дворником. Пока опыт взаимоотношений с центром занятости у него, скорее, негативный. Я думаю, дело в том, что работодатели, которые могут предложить должность для квалифицированного специалиста, почему-то обходят государственную службу стороной, из-за этого у них почти нет вакансий с презентабельными должностями, - рассуждает иркутянка.
Директор Иркутского техникума транспорта и строительства Татьяна Ломакина говорит, что ищет для своего учреждения как квалифицированные кадры - преподавателей, так и рабочие. Проблемы возникают и с первыми, и со вторыми.
- Нам в техникум требуется порядка 20 преподавателей. Но недавно я искала и в столовую сотрудника - посуду мыть. Из центров занятости на эту вакансию пришли 15 человек, притом всего трое были без образования, у остальных - либо среднее специальное, либо высшее. Так как вопрос стоял остро, я со всеми кандидатами встречалась и разговаривала. Одной из девушек с высшим образованием предлагаю: «Не хотите пойти к нам преподавателем?». Отвечает отрицательно. Спрашиваю: «Неужели лучше посуду мыть?». Говорит: «Мыть тоже не буду. Вы мне подпишите бумагу, что я вам не подхожу». Я стою на своём: «Не подпишу, что вы мне не подходите, потому что подходите. Только не на то, чтобы посуду мыть, а, чтобы работать преподавателем». Но она так и не согласилась, - говорит директор техникума.
Кто критикует службу?
Подход службы занятости критикуют и депутаты Законодательного собрания Приангарья. Парламентарий и бизнесмен Евгений Сарсенбаев считает, что та система, которая есть, только поощряет безработицу, а не борется с ней.
- Люди к нам, работодателям, устраиваться не хотят, они хотят встать в очередь за пособием, чтобы им деньги просто так платили, а служба занятости это поощряет, - отметил депутат.
Его коллега по парламенту Ольга Носенко уверена, что коммерческие кадровые агентства работают лучше, чем государственная служба, потому что бизнес нацелен на результат - трудоустроить человека, а бюджетное учреждение - нет.
С депутатами лишь отчасти согласен глава регионального минтруда. Он признаётся: в прошлом году, когда вырос размер пособия, многие встали на учёт из-за денег.
- В большей степени прирост давали сельские и отдалённые территории, в центры занятости стали дистанционно обращаться люди из глубинки, маленьких поселений. В результате официальный уровень безработицы в регионе вырос. К сентябрю-2020 он составлял 5,5%, к 1 января 2021 года снизился до 2,5%, а к началу апреля - до 1,4%. В абсолютных числах это порядка 16 тыс. безработных. Для них в органах занятости есть 67 тыс. вакансий, - говорит министр.
Он озвучивает и прошлогоднюю статистику, считая, что она опровергает мнение о плохой работе службы: в кризисном 2020 году удалось трудоустроить 66 тыс. жителей региона - на 14 тыс. больше, чем в 2019-м, а новые навыки и профессии получили ещё 3 тыс. безработных.
В целом за прошлый год в центры занятости обратились 130 тыс. человек, в качестве пособия по безработице им выплатили 3,5 млрд руб., хотя в предыдущие годы эта сумма варьировалась между одним и двумя миллиардами. Выплаты на детей, которые ввели в прошлом году как дополнительную поддержку, получали 57 тыс. нетрудоустроенных жителей региона.