Примерное время чтения: 6 минут
371

Попали в Сеть. Откажутся ли педагоги от публикаций фото в купальниках?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ в Восточной Сибири» 25/09/2019
Информация в «виртуале» не должна наносить вред психике ребёнка.
Информация в «виртуале» не должна наносить вред психике ребёнка. / Галина Кирюшина / АиФ

20 августа в субъекты Российской Федерации было направлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников».

Документ, в частности, прописывает правила поведения учителя в Интернете – указывает, что можно публиковать, а что может быть расценено как информация, несущая вред детям.

Границы дозволенного

Как пояснила руководитель Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Наталья Краснова, скорее всего, этот документ появился как реакция на скандалы, прогремевшие на всю страну в последнее время. Один из них был связан с публикацией в Интернете фотографий учительницы, увлекающейся моржеванием, в купальнике. Тогда родители решили, что эти фото могут негативно повлиять на психику детей и плохо характеризуют саму учительницу.

«Этическая сторона педагогической деятельности давно урегулирована – и прежним, и нынешним законами об образовании, – поясняет Наталья Кимовна. – Письмо уточняет устаревший Модельный кодекс профессиональной этики педагогов и детализирует описание этических норм. Также документ закрепляет право педагогов на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций, возникших из-за нарушения профессиональной этики. Однако и до него в каждой образовательной организации должны были быть разработаны локальные акты о нормах этики и организованы комиссии по урегулированию конфликтных ситуаций. И если администрация умеет пользоваться этими инструментами, то скандалов, связанных с поведением учителя, не должно быть.

По мнению председателя Иркутской областной организации общероссийского профсоюза образования Валентины Федосеевой, документ в первую очередь направлен на защиту профессиональной чести и достоинства педагога, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики учителей.

«Деятельность педагогических работников связана с обучением и воспитанием детей. Поэтому не каждый может претендовать на занятие педагогической должности. Законодатель установил определенные фильтры –  отсутствие психического заболевания, судимости и т.д. Но сейчас педагоги также нуждаются в защите, в том числе от предвзятого отношения и оценки их действий не только в стенах школы, но и за её пределами, – говорит Валентина Геннадьевна. – Новый документ призван не ограничить право учителя на личную жизнь, а сориентировать его в границах дозволенного».

Эти границы устанавливает главным образом работодатель. Он, в конечном итоге, дает оценку поведению учителя – нарушает тот нормы профессиональной этики или нет. Он решает, этичны снимки в купальнике или могут попасть под формулировку «причиняют вред детям». Но нередко родители пускаются в рассуждения и осуждение учителя: не так посмотрела, не то сказала. И, конечно, зачастую их оценка субъективна, исходит из собственных представлений. Поэтому и появляются порой неадекватные посты в интернете с нападками на учителя-моржа.

Как быть эталоном?

Обсуждаемый документ, признают педагоги, очень хорош и всеобъемлющ. Он регламентирует, подсказывает педагогу, как вести себя в Сети. Например, не распространять информацию, наносящую вред психическому здоровью детей. Сюда, в частности, относятся даже грубые высказывания на публике. Конечно, распространение подобной информации – карается не только у педагогов, но и у всех граждан. Но с учителя спрос особый. И родители, и ученики, и сами учителя едины во мнении, что педагог всегда должен быть эталоном для общества, к нему всегда повышенное внимание и особые требования.

«Учитель – это миссия, если выбрал эту профессию, должен быть готов к тому, что всегда будешь жить в строгих рамках, не позволяя себе отступления, – убеждена учитель истории МБОУ СОШ №4 Шелехова Татьяна Устьянова. – Для педагогов со стажем это – догма, эти принципы у них в крови. Они никогда не смогут уронить себя в глазах ученика – ни внешним видом, ни словом, ни поступком. Это, скорее, проблема молодых специалистов, которые не хотят загонять себя в ограничения и рамки, для них фото в купальнике – неотъемлемая часть их личной жизни. И не все выдерживают столь строгий самоконтроль и контроль общества – уходят из профессии. Поэтому, в частности, у нас не хватает молодых педагогов. Например, в нашу школу за последние четыре года ни один молодой педагог даже не заглянул».

Её в полной мере поддерживает председатель профсоюза работников образования Усолья-Сибирского Надежда Кропочева. Педагог с 30-летним стажем, она часто сталкивается с конфликтными ситуациями, возникающими между учителем и окружающими его людьми.

«Современные технологии привели к тому, что сейчас нашу личную жизнь вся общественность почему-то разглядывает под микроскопом, родители считают себя вправе давать советы, как нам одеваться, как действовать, как учить детей, – говорит Надежда Александровна. – Но главное, образование перевели в сферу услуг, и как следствие, в педагоге теперь видят не личность, а почти обслуживающий персонал. Отсюда неуважительное отношение. И теперь, я убеждена, нужен закон, защищающий учителя».

Заместитель директора МБОУ СОШ №14 Иркутска Анна Смехова поддерживает:

«Считаю, что нужно говорить о привитии уважительного, почти благоговейного отношения к учителю, как это было раньше. И вести речь не о защите педагога, а о воспитании общества. А с учителями у нас всё в порядке».

Кстати

Сегодня очевидным стала необходимость правового просвещения родителей и учеников, которые знают все свои права, но зачастую забывают об обязанностях. Отсюда вытекают такие ситуации, как, например, спор педагогов и родителей по поводу наличия у ребёнка во время урока сотового телефона.

«Когда на занятии учитель отнимает у ученика телефон, родители расценивают это как посягательство на собственность. А почему? Есть обязанность родителей обеспечить освоение обучающимися образовательной программы. Урок длится всего 45 минут, и вполне можно это время обойтись без телефона, тем более что это не средство обучения. Почему из этих 45 минут учитель вынужден даже пять минут тратить на увещевание нарушителя порядка? – говорит Валентина Федосеева. – Ученик должен осознавать свою зону ответственности, он обязан уважительно относиться к учителю и другим обучающимся».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах