Примерное время чтения: 7 минут
214

«Приговорены» к малым экранам. Критик Антон Долин о трендах в кинематографе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ в Восточной Сибири 16/06/2021
Алина Полунчукова / АиФ

В Иркутске на фестивале современного искусства выступил с лекцией известный российский кинокритик и журналист Антон Долин. Он рассказал о том, как изменилась киноиндустрия за время пандемии, и ответил на вопросы слушателей. О чём спрашивали Долина, читайте в нашем материале.

Голливуд сдал позиции

- За последний год мы все стали зрителями онлайн-кинотеатров, причём смотрели в основном сериалы и старое кино. Вернёмся ли к большим экранам и голливудским блокбастерам?

- Мне кажется, голливудские блокбастеры с огромным бюджетом, множеством действующих лиц и спецэффектов достигли своего потолка. Всё, больше уже не нужно, хватит. Это уже некий предел, и надо сбавлять обороты. Современное кино не пренебрегает малыми делами, героями, сюжетами. Иногда вопрос, взойдёт ли кукуруза на поле, важнее глобальных проблем, которые решались в великих голливудских фильмах прошлого. Эта локальность, устремлённость в сторону маленького - требование именно сегодняшнего времени.

В 2020 году киноиндустрия впала в летаргический сон - кинотеатры были закрыты, съёмки не велись, кинофестивали отменялись. Мы все были «приговорены» к малым экранам, больше смотрели старое кино, сериалы, фильмы в стримингах.

Сейчас главный вопрос - это вопрос освоения малых форм и малых экранов. В идеале фильм должен быть таким, чтобы люди могли смотреть его даже на смартфоне.

На мой взгляд, кинокартина, которая лучше других отражает год, который мы все прожили, - американская драма Хлоя Чжао «Земля кочевников», взявшая все возможные награды. Впервые в истории фильмом-победителем «Оскара» стала картина, в которой почти нет профессиональных артистов. Люди там играют собственные роли. Главная героиня уже не юна, у неё серьёзные проблемы со здоровьем, у неё нет работы, мужа, дома - есть только она сама. Как найти себя, когда у тебя нет никого и ничего? Я думаю, каждый из нас в 2020 году пережил подобное, хотя бы такой момент. Фильм практически весь снят на открытом воздухе, в путешествии. Он словно спасение для запертых на самоизоляции зрителей.

- А как вам кино, снятое на мобильный телефон? Его вообще можно назвать искусством?

- Это тоже очень актуальная форма. Телефон ведь — это просто камера, техническое средство. Главное - содержание, смысл. Скажу честно: своего пророка мобильное кино ещё не получило. Возможно, появится режиссёр, который сделает что-то такое, что покорит всех. Очень важно, чтобы появился такой человек. Когда, например, случилась революция 3D-кино? Когда Кэмерон снял «Аватара». Эта технология существовала с 50-60-х годов, но должно было пройти полвека, чтобы появился талантливый режиссёр и превратил её в художественный приём, а не просто аттракцион. Только конкретный человек может технический приём сделать искусством.

Современное искусство - зеркало эпохи

- Насколько важно в провинции показывать современное кино и говорить о современном искусстве?

- Суперважно. Современное искусство в его разных формах: кино, театр, литература - это единственное зеркало, которое у нас есть, чтобы видеть себя в том времени, в котором мы живём. Старое классическое искусство, даже самых лучших образцов, этого нам не даёт. В нём нет духа времени, момента, в котором мы существуем. И только современное искусство, иногда кособоко, иногда неуклюже, иногда не очень талантливо это делает.

- Многие люди, посмотрев фильмы, взявшие «Оскар», начинают плеваться: «Ерунда какая-то». Почему в большинстве своём зрители не понимают авторское фестивальное кино?

- Во-первых, не всем это нужно. Есть люди, для которых кино - это чисто развлечение. Таких большинство. Кинопремии оценивают кино как искусство. Искусство - это всегда эксперимент. Да, людям, которые любят развлекательное кино, интересен «Оскар», красная дорожка, кинозвёзды в шикарных нарядах. А дальше они начинают смотреть фильмы-победители, и эти фильмы не дают им развлечения, потому что такое кино требует рефлексии, чтобы понять его, нужно почитать, изучить, подумать. Некоторые кинокартины просто неприятные, затрагивают сложные проблемы, темы. «Зачем мне грустное кино? Я и так на работе устал», - сетует зритель. Я считаю, не нужно никого заставлять смотреть фестивальное кино. Если человек на работе устал и хочет вечером полежать на диване, включив «Пиратов Карибского моря», то пусть он так и делает.

Искать жемчужины в навозной куче

- Российское кино в последние годы принято ругать. Всё действительно печально?

- С российским кино всё в полном порядке, оно ничем не хуже других. Сколько вы можете назвать известных вам живущих сейчас снимающих испанских, французских, итальянских режиссёров? А спросите европейцев, каких российских режиссёров они знают. Они обязательно назовут Сокурова, Звягинцева, Серебренникова и ещё пару-тройку фамилий. Даже не сомневайтесь, за рубежом знают их.

Кино складывается из авторского и коммерческого. С авторским кино, которое снимается для интеллектуальной аудитории по всему миру, у нас в стране точно всё в порядке. Нет ни одного фестиваля, чтобы там не было представлено русских работ.

Несмотря на то, что культура в России мало интересует власть, она развивается. Культура у нас дикорастущая. Плохие фильмы история проглатывает, но постоянно появляется что-то новое. В такой гигантской стране, как Россия, не может случиться кризиса кино. Этого не будет никогда! Во всём мире 90% снятых фильмов - это шлак, и лишь 10% - что-то интересное и талантливое. Так даже на Каннском фестивале. Работа кинокритика и заключается в том, чтобы искать жемчужины в навозной куче.

- А чем кинокритик отличается от кинолюбителя и кинообзорщика, коих сейчас полно в интернете?

- Кинолюбитель - это человек, который живёт кино, смотрит его для личного удовольствия. Критики - это профессионалы, которые занимаются коммуникацией между произведениями искусства и аудиторией. Но надо заметить, что кинокритик - это не сегда знак качества, это просто функция. Можно быть ужасным кинокритиком, но быть при этом настоящим кинолюбителем.

Кинообзорщик - это просто формат, человек, который делает рецензии на фильмы. Но обычно это личное мнение, без глубокой аргументации. Поэтому кинокритиком такого человека не назовёшь.

- Как вы относитесь к театру на экране?

- Очень хорошо. Несомненно, театр многое теряет, когда переносится на экран, но при этом он выходит на огромную аудиторию. Сейчас любой человек из Айовы, Сеула или Иркутска может увидеть любой спектакль мирового уровня, причём часто в прямой трансляции. Многие, кстати, приходя в кинотеатр на такие киноспектакли, красиво наряжаются, как будто сидят в театре. Это такая игра в поход в театр.

- Если говорить о региональном кино, достойно ли оно выхода на большие экраны?

- Слабая сторона регионального кино в том, что не понятно, для кого его делают, у него нет потребителя. Смотреть за пределами региона фильмы от местных режиссёров, кроме как на фестивалях, никто не будет. Внутри региона все хотят видеть качественное развлекательное кино, а не фильм, который снял его сосед по лестничной клетке. Но вот, например, Якутия может подать пример всем. Там действительно смотрят региональное кино. Якутский патриотизм - эталонный. Но это связано прежде всего с тем, что это отдельный этнос, культура и язык.

Досье

Антон Долин, кинокритик, журналист, писатель. Родился в 1976 году в Москве. В 1997 году окончил филологический факультет МГУ, в 2000-м - аспирантуру ИМЛИ РАНС. Работал теле- и радиоведущим. С июня 2017 года главный редактор журнала «Искусство кино», до сентября 2020 года вёл собственную рубрику в «Вечернем Урганте». Дважды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах