2020-й год был Годом памяти и славы, страна отмечала 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Иркутские кинематографисты готовились к этой дате особенно трепетно, весь год они работали над проектом «Экспозиция войны», чтобы показать зрителям Приангарья необычные, отличные от привычных всем фильмы о войне, а также организовать творческие встречи с авторами этих картин.
- Из-за пандемии и связанных с ней ограничительных мер проект оказался под угрозой срыва, - рассказывает председатель иркутского областного отделения «Союза кинематографистов России»
Летописи веришь безоговорочно
- Кто в итоге выступил перед иркутянами?
- К нам приезжали очень интересные люди. Например, режиссёр, сценарист Екатерина Головня представила два своих фильма: «ВГИК. Ополчение» - о том, как студенты уходили на фронт, и «Третья версия II мировой войны» - о дедушке Екатерины, который, будучи этническим немцем, жил в СССР, участвовал в войне против фашизма, а после был осуждён, отсидел в лагере, но не озлобился, сумел сохранить любовь и уважение к России.
Также жители Приангарья увидели фильм «Чистая победа» режиссёра Валерия Тимощенко - о герое Чеченской войны, рядовом Евгении Родионове. Документальную картину, которую снял Олег Урюмцев, «Кто такой Озеров?» - о творческом пути режиссёра Николая Озерова, который сам прошёл войну. В 1941-м он был студентом Школы-студии МХАТ и принял боевое крещение в боях под Москвой, участвовал в крупных сражениях, неоднократно был ранен и майором окончил войну в Пруссии. Его ожидала блестящая военная карьера, но он вернулся в искусство и выбрал кинематограф. Воспоминания о фронтовом прошлом заставили его начать работу над военными фильмами в жанре исторической хроники. Николай Озеров - автор знаменитой киноэпопеи о Второй мировой войне «Освобождение».
Ещё один фильм - «Экспозиция войны» Владимира Сидоренко. Он и дал название всему нашему проекту. Картина рассказывает о том, какой ценой добывалась кинохроника на войне, когда каждый второй из кино-операторов был ранен, а каждый четвёртый - убит.
Все эти фильмы объединены не только военной тематикой, в основе всех картин лежат материалы кинолетописи.
В отзывах, которые люди оставляли в соцсетях на своих страничках, было видно, что к этим фильмам современные зрители испытывают особое доверие. Конечно, все они сделаны по-разному: где-то с минимальным участием автора, в других, наоборот, дан авторский взгляд на события. Но мы убедились в ценности хроники, как особом формате подачи материала. Хронике веришь безоговорочно. Ведь здесь нет постановочных кадров, которые используются даже в документальном кино или в телесюжетах, есть лишь отражение текущего момента.
- Таким зеркалом жизни была некогда действующая в Иркутске Восточно-Сибирская студия кинохроники. Почему бы не возродить её?
- Восточно-Сибирская студия кинохроники была одной из крупнейших в стране, благодаря ей мы имеем сегодня ценнейшие кадры, на которых запечатлена жизнь людей на территории от Дальнего Востока до Хакасии. К сожалению, уже почти четверть века истории Иркутской области прошли мимо хроники. У нас есть не просто желание, а конкретный проект по возрождению Студии. В начале 2020 года у меня состоялся разговор с заместителем председателя Союза кинематографистов России Климом Лаврентевым и главой нашего региона Игорем Кобзевым, они поддержали идею, однако второй встречи так и не случилось.
Иркутские премьеры-2020
- Это прежде всего два фильма режиссёра Юлии Бывшевой, которые уже успели получить признание экспертов и зрителей. Фильм о Валентине Распутине «Прошедшего времени не существует» был в производстве три года. Сейчас он начинает свою фестивальную и прокатную судьбу. А картина о наводнении в Тулуне «Нулевая отметка» уже участвовал в нескольких кинофестивалях. Так, на самом титулованном в России фестивале «Россия» в Екатеринбурге он получили приз от Красногорского архива с формулировкой «Достойный вечного хранения», а также в числе 20 фильмов прошёл в лонг-лист премии «Золотой орёл». Широкая публика увидит картину уже скоро, планируем провести показ в январе.
Также 2020 год стал премьерным для картины Юрия Яшникова и Анастасии Зверьковой «Русский Морган» об иркутском купце Николае Второве, который считался самым богатым предпринимателем России в начале 20 века, а также для фильма «Последний подвиг адмирала» Александра Голованова. А картина режиссёра-дебютанта Полины Степановой «Здесь живёт музыка» стала рекордсменом по призам, полученным за год на международных фестивалях. Фильм понятен абсолютно всем людям без лишних слов, как и сама музыка.
- Какими проектами порадуете зрителей в этом году? Над чем уже работают иркутские режиссёры и сценаристы?
- Новый год также обещает быть урожайным для наших кинематографистов. Десять иркутян получили российскую премию-стипендию на реализацию разных проектов, причём шесть стипендиатов - дебютанты. Роман Рютин планирует снимать фильм под рабочим названием «Карантин». А проект ученицы Юлии Бывшевой, Риты Стельмашонок, получил в качестве приза продюсирование от киностудии имени Горького.
Конечно, у молодых режиссёров много задумок, которые можно было бы реализовать, но снимать кино на свои средства очень сложно, а поддержки от государства почти нет.