Пока одним интернет все еще кажется всемирной помойкой и генератором негативной информации, другие с удовольствием извлекают из него пользу. Сделать всемирную сеть необходимым инструментом каждого дня стремятся тысячи специалистов самых разных компаний. Но при этом «приручить» паутину удается не всем. Не увязнуть в хитросплетении ее нитей, и при этом сделать интернет слугой человека, а не наоборот, стремятся сотрудники поисковой системы Яндекс.
Чтобы рассказать о новом проекте, целью которого является создание панорам российских заповедных зон и автомобильных туристических маршрутов на картах, пресс-служба Яндекса пригласила нас, в числе нескольких избранных, в небольшой тур по Байкалу.
В поселке Култук, который для всех приезжающих является своеобразными «воротами Байкала», открывая чудесный панорамный вид на озеро, наша маленькая экспедиция сделала первую остановку. Пока те, кто впервые увидел синюю гладь самого чистого озера на Земле, восхищались спокойствием его вод, на смотровую площадку подъехал приметный автомобиль Форд, сообщающий всем любопытным надписями с бортов: «Я снимаю панорамы для Яндекс.Карт».
Форд я не зря назвала «приметным», его тут же обступили и журналисты и находящиеся на площадке зеваки-туристы. Что уж тут говорить, Яндекс - знают все.
- Наверное, самый позитивный момент в нашей работе – это общение с пользователями в условиях случайной реальной встречи – говорит Элина Ставиская, менеджер по работе со СМИ компании Яндекс. – Узнав нашу машину, люди искренне радуются, машут, подходят, чтобы заинстаграмить.
Кстати, на саму Элину и ее коллегу Ольгу зеваки реагируют не менее бурно: тут же в руках появляются мобильные, чтобы запечатлеть девушек, футболки которых сообщают, что их обладательницы «Делают Яндекс.Карты» - те самые, которыми почти каждый из нас пользуется ежедневно.
Не просто найти, увидеть
Эти возможности могут очень пригодиться, например, туристам, отправляющимся в незнакомый город. На панорамах они могут рассмотреть цель своего путешествия, а порой даже найти себе недорогое жилье, ведь на снимки попадает вся городская инфраструктура, включая вывески.
Но не думайте, что панорама собственного города не сможет вам пригодиться. Это идеальный инструмент, чтобы объяснить, например, маме, как встретиться с вами в нужном месте и не сойти с ума.
Работа мечты или «птичка» каждые 50 метров
Для создания панорам используется специальный бокс, внутри которого установлены 4 фотокамеры и оборудование, с помощью которого бокс крепится на автомобиль, вертолет и велосипед в зависимости от условий съемки. Двигающийся автомобиль снимает сразу три стороны улицы на объективы «рыбий глаз», при этом четвертый объектив делает снимки неба. Затем тысячи снимков склеиваются в специальной программе, а в результате получается объемная картинка.
Чтобы фотографии были четкими, работать съемочному экипажу приходится преимущественно рано утром. В это время свет самый мягкий, да и движение на дорогах не такое активное. В пути снимки делаются каждые 50 метров. Кстати, съемка ведется только с мая по сентябрь, так что все города на Яндекс. Картах летние.
- Можно сказать, что нам повезло, - говорит руководитель экспедиции Ольга Болотова, - не хотелось бы, чтобы стихия помешала нам в работе. Выехали и уже позже узнали, какая трагедия там разыгралась.
Панорамы обновляются не чаще чем раз в 2 года. Так что теперь у пользователей будет возможность увидеть Аршан таким, каким он был до стихийного бедствия.
Работу съемочной группы можно назвать работой мечты. Журналисты наперебой расспрашивают Ольгу и ее товарищей о дорожных приключениях.
- Ситуации в дороге бывают самые нестандартные. Поэтому, чтобы попасть в нашу команду, мало хорошего резюме, надо еще пройти тест на адекватность, - говорит Ольга.
По Байкалу с Яндексом. Познавательное путешествие | Фотогалерея
- А куда можно прислать резюме? – не удержался один из представителей пишущей братии.
- А вот вы и не прошли тест на адекватность – смеется Ольга. – Если бы вы были внимательным, вы бы запомнили название нашей компании, и при условии, что вы опытный пользователь, легко бы нашли все, что вам нужно через интернет.
Суровая Ольга, еще минуту назад казавшаяся всем из-за своей щуплой фигурки практически девчонкой, теперь явно приобрела авторитет в глазах журналистов.
Стать центром Байкала
Чтобы все присутствующие лучше поняли техническую сторону панорамной съемки, Яндекс приглашает нас выйти в «море». Журналисты перемещаются на белоснежный теплоход, названный в честь байкальского ветра «Баргузин».
Около 40 минут мы идем вдоль берега, наблюдая невероятно красивые скалы, у подножья которых бежит старая Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Здесь съемочная группа уже тоже побывала. Свои камеры им пришлось крепить прямо на паровоз, чтобы запечатлеть во всей красе дорогу и комплекс тоннелей – памятников истории и архитектуры.
С воды на наших глазах ребята произведут съемку, которая вскоре станет частью панорам Прибайкальского национального парка.
- То, что мы сейчас сфотографируем, станет своеобразной обзорной точкой на панораме КБЖД, - сообщает журналистам Элина Ставиская, - Кликнув на, нее можно будет увидеть с воды Байкал и эти скалы, ну и нас тоже!
Фотоаппарат устанавливают на носу теплохода, специальное устройство позволяет менять угол поворота и наклона съемки по градусам, а широкоугольный объектив захватывает в кадр сидящих вокруг журналистов. Чуть позже, когда панораму обработают и добавят к панорамам заповедников, каждый, кто читает эту статью, сможет найти нас внутри панорамы.
Панорамим для «поштырить»
Аудитория панорам составляет 9% от общего количества пользователей Яндекс.Карт и зачастую ходит на них, как выражаются в Яндексе «поштырить» - покрутить, бесцельно гуляя по закоулкам ради самого процесса.
- Многие спрашивают, какая практическая польза от нашего проекта – говорит Элина, - Мы понимаем, что например, отснятую нами Антарктику смогут посетить единицы. Но в этом-то и дело! Ни вы, ни я никогда не побываем на земле Франца-Иосифа, не увидим этих прекрасных островов и не подружимся с антарктическими пингвинами. Тем и ценны панорамы. Любой ребенок сможет зайти и «покрутить» Антарктику, «походить» по ней, а потом в школе на уроке географии рассказать, где она находится и как выглядит.
Панорамы заповедников при этом, на фоне других объектов, от которых пользователи будут получать практически только эстетическое наслаждение, призваны развивать региональный российский туризм.
- В проекте заповедных панорам мы хотим раскрыть возможности автомобильного туризма. Нередко жители региона даже не знают, как можно путешествовать у себя дома, - добавляет Элина.
Меня же интересует другой вопрос. А не откроют ли панорамы вместе с маршрутами новые возможности для экологических катастроф? Все туристические зоны Прибайкалья страдают от набегов «диких» туристов, бесконечного мусора и неосторожного обращения с огнем.
У Яндекса на эти возражения ответа пока нет, но мне обещают подумать, как технологии можно будет обратить и здесь на пользу.
Улыбаемся и машем
Весь отснятый материал специалисты будут склеивать по окончании съемочного сезона. Например, чтобы отснять все улицы Иркутска, достаточно всего 3 дня, а вот, чтобы подготовить панорамы, не меньше 2-х месяцев.
Кстати, команда Яндекса пообещала обновить панорамы Иркутска, нынешние виды города прямо скажем, устарели, ведь съемка проводилась 4 года назад. На панорамах нет ни обновленной набережной, ни туристической Мекки – 130-го квартала.
Так что у жителей Иркутска есть редкая возможность в ближайшие два месяца попасть в объектив, а затем и на городскую панораму.
- Последнее время жители городов, которые мы снимаем, очень активно участвуют в съемочном процессе, - рассказывает Элина Ставиская. – Они узнают, в какие дни наша машина пойдет по улицам и устраивают целые флэшмобы! Выстраиваются цепочкой, приносят плакаты, однажды машину даже взяли в хоровод. Так что и у иркутян будет возможность проявить себя.
На прощанье я спросила у ребят из Яндекса, как себя вести, если на твоем пути вдруг встретится съемочная группа.
- Улыбаться, махать и целоваться! – дают они в ответ универсальный рецепт.