![](https://aif-s3.aif.ru/images/000/196/5912a812b13300479a1d26a51c74f843.jpg)
Иркутск, 30 января - АиФ-ВС. Не успели железнодорожники оправиться от страшной слюдянской трагедии, унёсшей две жизни, как стало известно об очередных авариях.
На прошлой неделе на переезде в районе станции Делюр случился сход вагона грузового поезда с пшеничной мукой, затем на переезде «Курятский» Нижнеудинского района пассажирский состав столкнулся с тягачом, а спустя несколько дней на перегоне Дзелинда - Кирон «сошла с дистанции» тележка вагона товарняка с каменным углём. Слава богу, никто не пострадал, вот только от этого не легче.
Виноваты производители!
- Действительно, четыре случая к ряду на нашей магистрали дали нелицеприятную картину, - сообщил «АиФ в ВС» заместитель начальника Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры по безопасности движения Владимир СТАДНИК. - В трёх случаях: на перегонах Слюдянка-1 - Утулик, Дзелинда - Кирон и Зима - Делюр - причиной сходов стали изломы деталей грузовых вагонов.
По словам специалиста, подобные повреждения вызваны неудовлетворительным качеством литых деталей, изготовленных вагоностроителями и металлургами. На месте практически всех происшествий обнаружены недопустимые литейные дефекты в самых напряжённых зонах боковых рам тележек грузовых вагонов (это конструкции, которые удерживают вагонные колёса и несут на себе всю нагрузку. - Авт.).
- Наибольшее количество изломавшихся рам было произведено на «Уралвагонзаводе», работниками которого в первом десятилетии 2000-х выпущен в обращение опасный брак. И вот только сейчас эти детали вводятся в эксплуатацию, - рассказал Владимир Стадник. - Часть брака выявляется и уничтожается, однако малая доля там, где дефект незаметен даже для самого высокочувствительного оборудования, всё же «просачивается» на рынок. В случаях сходов вагонов изготовители несут финансовую ответственность, но для железнодорожников - это маленькое утешение, ведь из-за недобросовестности некоторых производителей мы рискуем жизнью людей.
Также наш собеседник отметил, что капремонт вагонов проводится раз в пять лет, а деповский - в зависимости от количества пройденных километров.
- Переломить же ситуацию представляется возможным лишь с помощью целенаправленных, жёстких и непопулярных для ряда участников рынка мер, вплоть до исключения вагонов из эксплуатации, - резюмировал он.
Частники и бюрократия
Ещё одна проблема, по мнению одного из опрошенных «АиФ в ВС» сотрудников ВСЖД, заключается в продлении нормативного срока службы боковых рам вагонных тележек.
- Этот факт - в числе причин схода с рельс грузового состава на перегоне Слюдянка - Утулик. Рама была изготовлена в 1983 году, а срок её эксплуатации истёк в прошлом году, однако в вагоноремонтном депо его увеличили до 2014-го, - рассказал составитель поездов станции Иркутск-Сортировочный Владимир КОНСТАНТИНОВ. - На мой взгляд, вагоны, которые активно используются в условиях сибирской зимы, необходимо раньше выводить из эксплуатации. А вместо этого по всей стране перебиваются серийные номера на запчастях, вместо новых ставят старые, в итоге огромные деньги отмываются!
Кстати, такое правонарушение зафиксировали репортёры телеканала «Тивиком» в вагоноремонтном депо Улан-Удэ. По факту возможного обнаружения контрафактной продукции ВСЖД инициировала корпоративную проверку предприятия - туда направлена ревизионная комиссия, которой предстоит проверить деятельность депо.
Впрочем, по мнению эксперта, в росте аварийности на путях не стоит винить одних лишь производителей деталей.
- В регионе сформирован огромный вагонный парк, при этом больше половины вагонов принадлежит не РЖД, а многочисленным частным организациям, которых, собственно, качество подвижного состава не сильно волнует - лишь бы ехали. Таким образом, контроль за техническим состоянием поездов ослабевает, - уверен специалист. - Помимо этого, существует нехватка осмотрщиков-ремонтников (при переизбытке «бумажных» клерков), поэтому не всегда удаётся оперативно выявлять все неисправности.