(обновлено )
Примерное время чтения: 4 минуты
102

Сохранить традиции. В Аларском районе развивают этнокультурное воспитание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Восточной Сибири 19/02/2025

21 февраля отмечается международный день родного языка. Это важный праздник, ведь язык – неотъемлемая часть национальной культуры. В Аларском районе сохранению и популяризации национальных традиций уделяют особое внимание – а помогает в этом особое этнокультурное воспитание, которое начинается со школьной скамьи.

Не забывать родной язык

Например, в Ныгдинской школе, где учатся дети из трёх населённых пунктов, изучение обычаев, языка и культуры бурят является полноценной частью образовательного процесса. Причём этот компонент встроен в обучение с учётом федеральных образовательных стандартов второго поколения, в которых учитываются именно этнокультурные компетенции.

Одна из ключевых задач, которые должна ставить перед собой школа, – возрождение интереса к национальной культуре и восстановление тех традиционных ценностей, которые с годами были забыты или утрачены. Дети могут изучать эту тему в формате как основной, так и внеурочной деятельности.

Особое внимание уделяется изучению бурятского языка. Свои знания ребята демонстрируют на олимпиаде по знанию национального языка, проходящей на уровне Усть-Ордынского Бурятского округа. Например, пятиклассник из Ныгдинской СОШ Вячеслав Тумуров на ней занял 4-е место.

Конкурс «Язык – душа народа».
Конкурс «Язык – душа народа». Фото: МБОУ Ныгдинская СОШ

Причём обучение бурятскому языку не ограничивается только письмом или чтением. Школьники также практикуются в исполнении народных песен, с которыми выступают на фестивалях и конкурсах. Так, другой ученик Ныгдинской школы, Роман Харитонов стал, третьим на областном фестивале детского и юношеского творчества «Язык – душа народа». А Владимир Ягдуев завоевал золото на муниципальном конкурсе «Язык – душа народа» в номинации «Народная песня».

Ещё ребята ставят театральные постановки на бурятском языке. Например, на муниципальном конкурсе «Сказка на новый лад» школьники поставили сказку «Колобок» и заняли первое место.

Шьют костюмы и работают с шерстью

Для более эффективного изучения традиционной бурятской культуры в учебном заведении создаётся особая этнокультурная среда, в которую, помимо учеников школы, учителей и родителей, вовлечены учреждения культуры, клубы и советы ветеранов. Старшее поколение вместе с ребятами принимает участие в совместных концертах и праздниках.

Возрождение бурятских традиций и обычаев помогает школьникам не только поближе познакомиться с культурой предков, но и научиться различным навыкам традиционной хозяйственной деятельности. Это, например, уход за домашними животными, пошив национальных костюмов, работа с овечьей шерстью, приготовление национальных блюд и многое другое.

Для закрепления знаний о быте и традициях народа в школе проводятся различные тематические конкурсы. Например, конкурс улигершинов – бурятских сказителей-песенников. Или конкурс по приготовлению национальных блюд, который традиционно приурочен к празднованию Сагаалгана.

Соревнования по перетягиванию палки.
Соревнования по перетягиванию палки. Фото: МБОУ Ныгдинская СОШ

Традиции в спорте

Ещё одна важная часть бурятской культуры, с которой знакомятся школьники, – это национальные виды спорта. Ребята учатся традиционным бурятским шахматам шатар, которые отличаются от классических рядом правил, и игре в кости шагай-наадан. А важной частью физической подготовки становятся такие активности, как национальная борьба, стрельба из лука и перетягивание палки. Уровень подготовки ребят подтверждает то, что учащиеся Ныгдинской СОШ регулярно становятся победителями и призёрами районных м межмуниципальных соревнований по национальным видам спорта.

Таким образом, внедрение в школе интегрированной модели этнокультурного содержания образования, которая основана на проработанной нормативно-правовой базе, мотивирует школьников ближе знакомиться с национальными традициями своей малой родины, проявлять свои творческие способности при воплощении различных культурных проектов, развивать потребность в саморазвитии и самопознании, а также историческую память. Ведь именно благодаря хорошему знанию традиций своего народа в будущем они смогут сохранить и приумножить их, обучая уже собственных детей и внуков.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах