7 июня президент РФ Владимир Путин вновь проведет прямую линию с гражданами страны. В 2017 году во время такой же линии жители Ольхона дозвонились президенту и попросили помочь построить асфальтированную дорогу на острове. Путин обещал помочь.
Суслики и жабы против асфальта
Остров Ольхон – настоящая туристическая мекка Прибайкальского региона. Сюда едут гости со всей страны и дальнего зарубежья. За последние годы нагрузка на остров возросла в десятки раз. Например, ежегодное количество туристов из Китая идет уже на сотни тысяч. При этом за всю историю острова здесь никогда не было асфальтированной дороги из чего вытекают значительные экологический проблемы – почва, разъезженная колесами автомобилей, не восстанавливается, гибнут уникальные растения, увеличиваются песчаники.
Спустя год строительство дороги так и не началось. Главной проблемой, которая тормозит процесс, местные жители считают законодательство. Законы, призванные защитить природу Байкала, совсем не на стороне сторонников асфальта. Берега озера являются частью особо охраняемой природной зоны и строительство здесь, даже в целях сохранения экологии, запрещено. Чтобы изменить ситуацию, чиновникам придется вывести землю, по которой пройдет трасса из категории особо охраняемых, а также пересмотреть границы Прибайкальского национального парка.
Но сделать все это крайне непросто, когда на одной чаше удобство жителей и туристов, и пусть даже в пользу экологии, а на другой – обеспокоенность ученых тем, что изыскательные работы и строительство тоже могут нанести непоправимый вред эндемичной природе острова. На побережье обитает множество редких карснокнижных животных, и стройка может стать тем самым вмешательством в их жизнь, которое спровоцирует их исчезновение.
Например, в ученых волнует судьба длиннохвостых сусликов и уничтожение их норок, которые расположены вдоль существующей грунтовой дороги. Дорога также стоит на пути миграции монгольской жабы.
В чем «затык»?
Однако трудности строительства дороги связаны не только с нарушениями частной жизни животных. Ольхон – это остров, на который сейчас можно попасть только на пароме, никаких мостов через Байкал, по которым можно доставлять грузы, конечно нет. Так что вопрос доставки материалов для строительства на остров пока открыт. Кроме того, чтобы «перегнать» на остров серьёзную технику, которая нужна для сложных дорожных работ, придётся модернизировать причальные сооружения на Байкале и решать вопрос с водным транспортом. Стоит ли говорить, что все это связано и с серьезными материальными затратами?
Точно известно, что щебень будет перевозиться с карьера, который расположен в 160-ти километрах от Ольхона. Пока дорожники думают о том, что его на остров придется завозить зимой по ледовой переправе. А вот асфальт наоборот – летом и на пароме. Как при этом перевозки повлияют на турпоток – неизвестно. Отметим лишь, что лето – очень горячая пора на переправе. Стоит вспомнить прошлогодние многочасовые пробки, когда и без грузового потока людям приходилось ночевать в машинах, чтобы выбраться на материк.
Жители Ольхона при этом сдаваться не намерены. Раз президент пообещал, значит дорогу, что называется «вынь, да положь». А если вдруг процесс с места не сдвинется, то можно попытаться дозвониться на прямую линию еще раз.
Языком цифр:
Протяженность пути от переправы на острове Ольхон до административного центра – поселка Хужир – составляет 35, 2 километра. Стоимость работ по строительству асфальтированной современной трассы оценивается в 2 млрд рублей. Непосредственно на реконструкцию и капремонт трассы из этой суммы пойдут 1,84 млрд руб., остальное - затраты на проект и причалы.