Всё дело в том, что новый паром «Семён Батагаев», который запустили на «линию» в мае этого года, в субботу 29 июля сломался - у транспортного средства вышла из строя электронная система управления двигателем.
За считанные часы и на острове, и на «материке» скопились многокилометровые очереди из машин, в которых людям пришлось стоять от 12 часов до суток.
Ночёвка в поле и битва за пирожки
«Поехала на Ольхон в первый раз и думаю, что в последний: ночевать в поле как-то не очень... Бедные люди те, кто поехал с маленькими детьми, - написала в соцсети ангарчанка Марина Иванова. - Люди, которые занимали очередь ночью, переправлялись только к 16 - 17 часам вечера следующего дня».
Неудивительно, что нервы у путешественников, которые настраивались на спокойный отдых в сакральном тихом месте, а вместо него получили «шумный» ночлег в чистом поле без элементарных удобств, - не выдерживали. Притом что ни с одной, ни с другой стороны переправы нет даже элементарной инфраструктуры: гостиниц и туалетов. К тому же запасы еды и воды в нескольких местных кафе, которые не привыкли к такому потоку клиентов, быстро закончились. Хотя продавцы поняли, что это хороший способ подзаработать, и накрутили цены. О том же смекнули те, кто волею судьбы оказался ближе всего к переправе. Некоторые автолюбители начали продавать свои места «под солнцем». Цены доходили до 20 тысяч рублей.
«Здесь просто кошмар. Представьте, люди буквально вырывали пирожки и чебуреки друг у друга из рук», - поделилась с телевизионщиками, которым чудом удалось добраться до переправы, ещё одна жительница Ангарска Анастасия.
Впрочем, полиции пришлось разнимать драки и посерьёзнее, чем битву за пирожок. За ближайшие к парому места один из туристов решил бороться с помощью камней. «Снаряды» он кидал в охрану, которая не пропускала его без очереди. Кстати, обычно на плавучую переправу формируется сразу два потока машин: один паром обслуживает местное население и регулярные маршрутки, второй - путешественников, которые приехали на личном авто. Однако эти правила быстро «забылись», отсюда и пошли конфликты.
Интересно, что некоторые туристы и вовсе решили: природа сакрального острова не выдерживает и сама «не пускает» к себе такой поток гостей.
«Ольхон, по-хорошему, надо закрыть от автотранспорта, квадрациклов и дикого мототуризма, потому что природа не выдерживает такого нашествия. Лето короткое и сухое - растительность не успевает восстанавливаться», - говорит иркутянин Иван Ермилов.
«Туризм» в круглосуточном режиме
По словам зампреда правительства области Руслана Болотова, с ночи 1 августа два оставшихся парома начали курсировать круглосуточно.
«Бригады, обслуживающие паромы, по технике безопасности не могут работать 24 часа, но мы вместе с подрядной организацией - Восточно-Сибирским речным пароходством привлекли дополнительные силы. Теперь специалисты работают посменно, - отметил Болотов. - За сутки каждый паром совершает 25 рейсов, из них по семь - ночью».
Нужно сказать, что это помогло. Если в выходные число машин в очереди достигало 700, то в понедельник утром резко сократилось до 126. Кстати, спохватилась и местная администрация: с 1 августа для тех, кто томился в очереди на острове под палящим солнцем, стали подвозить еду и напитки, развернули сразу пять кафе.
1 августа сломанный паром починили по гарантии и провели тестовые испытания. Сегодня стало известно, что он начал работу по перевозке автомобилей и людей 2 августа в 7.00.