«Ангара» – не просто один из символов Иркутска. Это один из старейших из ныне сохранившихся ледоколов в мире – ему более 120 лет. В наши дни в нём расположен музей, который не так давно модернизировали. Больше никаких классических витрин с экспонатами – теперь здесь можно буквально попробовать себя в роли капитана. Корреспондент irk.aif.ru побывал на борту и увидел обновлённый музей своими глазами.
Передать привет азбукой Морзе
Даже историю судоходства на Байкале, с которого начинается экспозиция, смогли сделать интерактивной: чтобы узнать о каждой из вех истории, нужно в прямом смысле поскакать по льдинам на специальном экране на полу, выбирая обломки нужной формы.
Особого внимания заслуживает схема ледокола «Ангара» размером в несколько метров. С помощью особого пульта можно перемещать по нему специальный экран. Он подобно рентгену позволяет разглядеть «внутренности» корабля – причём на разной глубине: от внешнего вида ледокола снаружи до схемы отделений внутри и даже инженерного чертежа.
А ещё на «Ангаре» можно встать за штурвал ледокола и поуправлять металлическим гигантом. Впереди есть специальный монитор, который отображает движение ледокола через байкальские льды в зависимости от того, в какую сторону повернуть колесо управления. Почувствовать себя капитаном можно также, самостоятельно рассчитав азимут с помощью компаса и транспортира, предсказать по году с помощью изменяющегося в реальном времени графика давления, самостоятельно собрать модель ледокола из основных деталей и даже отправить сообщение с помощью азбуки Морзе.
Расскажут исторические личности
Спустившись на нижнюю палубу, можно подробнее познакомиться с историей ледокола «Ангара». Причём рассказать её смогут известные исторические личности собственной персоной: министр путей сообщения Российской империи Михаил Хилков, первый советский капитан ледокола Вячеслав Базилевский и капитан-наставник порта Байкал Георгий Лазо. С помощью технологий искусственного интеллекта их превратили в голограммы и «оживили». А в озвучке принимали участие профессиональные актёры.
Любителей техники наверняка поразит и машинное от деление ледокола, которое также практически полностью открыто для посетителей. Масштабы размеров деталей двигателя и котлов, которые заправлялись углём и позже мазутом, по-настоящему поражают воображение. На палубе, с которой открывается потрясающий вид на залив Ангары, можно осмотреть боевые орудия и позвонить в корабельный колокол, перед этим обязательно загадав желание.
Судьба ледокола
В 1895 году во время строительства Транссиба возникла необходимость на время прокладки КБЖД создать плавучую железнодорожную переправу между станциями Байкал и Мысовая на разных берегах озера. Первым для этого создали ледокол «Байкал». Детали произвели в Великобритании, а собирали судно в Листвянке.
Однако после запуска ледокола быстро стало понятно, что он не сможет обеспечить круглогодичную навигацию из-за сильных сотрясений деревянного корпуса. В 1899 году началось изготовление «Ангары», которая была значительно меньше «Байкала» и предназначалась для его сопровождения. Выглядит новое судно заметно изящнее предшественника и внешне отдалённо напоминает «Титаник». На воду его спустили в 1900 году. В 1905 году запустили КБЖД, и судно 10 лет бездействовало – до тех пор, пока не потребовалось вновь включиться в работу из-за большой нагрузки на железную дорогу.
После революции 1917 года пароход сначала национализировали, а потом перепрофилировали исключительно под пассажирские перевозки. Однако в 1918 и 1920 гг «Ангара» вынужденно становилась военным кораблём – тогда же на неё установили пулемёты и 6-дюймовые боевые орудия. Корабль использовали для подавления мятежа чехословацкого корпуса на Байкале.
В январе 1920 года, после перехода ледокола к белым на борту произошло массовое убийство 31 человека. Это были революционеры – судно тога использовали как плавучую тюрьму. Заключённых сначала оглушали деревянной колотушкой, а потом сбрасывали за борт. В мае того же года пароход вновь вернулся к красным – его использовали для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами. Одним словом, в годы Гражданской войны судно переходило из рук в руки.
Военные и послевоенные годы
В 1929 году ледокол получил повреждение в Чивыркуйском заливе и чуть не утонул, после чего ему провели капитальный ремонт. Второй должен был пройти в начале 1940-х годов, однако планы нарушила Великая Отечественная война. Ледокол перекрасили в защитный цвет и оставили работать в тылу – судно перевозило баржи с рыбой, а также людей – эвакуированных или мобилизованных.
Есть сведения о том, что в 40-е годы экипаж «Ангары» состоял преимущественно из женщин, подростков и студентов, которым предстояло, в том числе, приводить в движение ледокол, работавший в то время на угле, а его для растопки печей требовалось огромное количество. На мазутное топливо его перевели позже.
После войны корабль встал на второй капитальный ремонт, однако вновь на воду вернулся только в 1960 году. Впрочем, проработал он всего два года – в 1962 году «Ангару» исключили из состава флота.
Спустя ещё 5 лет судно взяли на баланс в ДОСААФ – для этого «Ангару» переместили в Иркутское водохранилище. Однако и там от него достаточно быстро отказались. В 1975 году общество отказалось от ледокола. Его собирались разрезать на металл. Сохранить корабль помог случай: судно село на мель при переводе в порт и оказалось в полузатопленном состоянии.
В конце 1980-х годов когда-то красивая и величественная «Ангара» медленно превращалась в металлолом, а в корпусах лазили любопытные мальчишки, которые крутили вентили и потихоньку растаскивали небольшие детали. Благо появилось предложение восстановить ледокол и превратить его в музей. Деньги на его подъём, восстановление и открытие в новом качестве собирали буквально всем миром.
Наши дни
Сегодня ледокол «Ангара» – это один из отделов областного краеведческого музея. Не так давно здесь провели масштабную модернизацию, которая позволит познакомиться с вехами развития судоходства на Байкале и историей ледоколов «Ангара» и «Байкал» посредством интерактивных экспонатов.
Кстати, несмотря на то что «Ангара» не один десяток лет стоит на приколе в заливе Ангары в микрорайоне Солнечный, она по-прежнему является действующим кораблём. При необходимости его всё ещё можно завести, приведя в движение двигатель и винтовой механизм. Впрочем, далеко уплыть на нём не получится. Всё из-за небольшой глубины залива в этом месте.